Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями
СЕВЕРОДВИНСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

"Ручеёк"
Главная
  1. / О нас
  2. / Проектная деятельность
  3. / Пилотный проект 2019-20г.г.
Пилотный проект 2019-20г.г.

Архангельская область вошла в число пяти регионов Российской Федерации, которые при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, участвуют в реализации пилотного проекта по формированию единой региональной системы взаимодействия между органами исполнительной власти, организациями и семьями, воспитывающими детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна. В проект также вошли Тамбовская, Кемеровская, Курганская области и Алтайский край. Участие в проекте примут учреждения социальной сферы, образования и НКО. В рамках проекта будет сформирована единая региональная система взаимодействия между органами исполнительной власти, организациями и семьями посредством внедрения новых информационных ресурсов, включая навигатор («дорожную карту») по получению семьями социальной, психолого-педагогической и другой поддержки. Семьи, воспитывающие детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна примут участие в различных мероприятиях пилотного проекта: спортивных мероприятиях, социально-реабилитационной программе «Пряничный домик», турах выходного дня и других.


«Пряничный домик» 


Северодвинский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями «Ручеёк» в составе делегации Архангельской области принял участие в Х Всероссийской выставке-форуме «Вместе – ради детей! Национальные цели. Десятилетие детства», которая проходила в Калужской области с 30 сентября по 3 октября. 
В этом году на юбилейной выставке-форуме было 97 делегаций регионов, муниципальных образований и различных организаций. Количество участников беспрецедентно – более 1000 человек. 
На площадке «Презентация эффективных практик работы с детьми и семьями» для участников Всероссийской выставки-форума нами была представлена социально-реабилитационная программа «Пряничный домик». Цель данной программы: создание условий для преодоления социальной изолированности семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна. Были представлены основные этапы работы с семьями в рамках социально-реабилитационной программы «Пряничный домик». Участников выставки-форума заинтересовали методы и формы реализации, а также применяемое оборудование. 
Каждый участник площадки получил сборники и буклеты, разработанные специалистами Центра, а в подарок – пряник в виде сказочного домика. Надеемся, что «Пряничный домик» будет реализован педагогами «Ручейка» на высоком профессиональном уровне и цель программы будет достигнута.

  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реализация проекта “Пряничный домик”

Северодвинский реабилитационный центр «Ручеёк» при финансовой помощи Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, участвует в реализации пилотного проекта по формированию единой региональной системы взаимодействия между органами исполнительной власти, организациями и семьями, воспитывающими детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна. 
Одним из мероприятий пилотного проекта является реализация социально-реабилитационной программы «Пряничный домик». Программа нацелена на создание условий для преодоления социальной изолированности семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна. 
16 октября в музыкальном зале реабилитационного центра состоялась первая встреча участников, на которой семьи познакомились с этапами программы, формами и методами её реализации. В дальнейшем родителей с детьми ждёт много интересных теоретических и практических мероприятий. 


Надеемся на сотрудничество и активное участие семей в нашей программе! 
Давайте строить «Пряничный домик» вместе!


 

В рамках реализации пилотного проекта по формированию единой региональной системы взаимодействия между органами исполнительной власти, организациями и семьями, воспитывающими детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна создана профессиональная стажировочная площадка.  В рамках площадки прошёл вебинар, организованный специалистами Северодвинского РЦ «Ручеёк» по теме «Роль родителей в развитии коммуникации детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна» для коллег из ГБУ АО «Котласский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями».
Педагог-психолог, логопед и воспитатель реабилитационного центра «Ручеёк» делились практическими наработками в области развития коммуникации детей, начиная с раннего возраста. Педагог-психолог рассказал о способах и приемах взаимодействия с семьей по вопросу оказания услуги «Содействие в развитии коммуникации».
Логопед представил методические пособия и наглядные материалы для занятий с неговорящими детьми, направленные на работу от этапа вызывания звуков до формирования фразовой речи.
Воспитатель группы поделился опытом работы по взаимодействию с семьей посредством «Лексического альбома», из которого родители регулярно получают информацию и материалы для домашней проработки лексических тем.
В заключении специалисты ответили на вопросы коллег, касающиеся организации работы с детьми и проблемных аспектов сотрудничества с семьей.

  

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
“Пойми меня”

В рамках реализации социально-реабилитационной программы «Пряничный домик» для семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна состоялась встреча по теме «Пойми меня». Логопеды и педагог-психолог в простой и доступной форме рассказали родителям об альтернативных способах общения, о том, как можно побуждать ребёнка к произнесению звуков, о важности правильного речевого выдоха и приёмах его развития. 
Специалисты не только говорили о теории, но и показали много практических приёмов, игр, упражнений и пособий для занятий с ребёнком в домашних условиях. Для лучшего закрепления новых знаний родители выполняли задания и с удовольствием играли вместе с педагогами. 
Большой интерес у участников вызвали кнопки альтернативной коммуникации и логопедические пособия. В ходе мероприятия педагоги представили родителям светодиодную маркерную доску и методическое пособие «Начинаем говорить», приобретённые в рамках реализации комплекса мер пилотного проекта по формированию единой региональной системы взаимодействия между органами исполнительной власти, организациями и семьями, воспитывающими детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна, на территории Архангельской области при финансовой помощи Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 
Мы надеемся, что полученные знания будут полезны нашим участникам и помогут им найти доступный способ общения со своими детьми! 

 

_________________________________________________________________________________________________________________

“Я играю”

27 ноября в Ручейке состоялась очередная встреча специалистов и родителей в рамках социально-реабилитационной программы «Пряничный домик» для семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна. Мы говорили о детской игре, о том, как, чем и зачем играет ребёнок.Почему- то считается, что обучение малыша игре не так важно для его развития, как формирование речи и мышления. Мы развенчали этот миф, узнав, что игра занимает значительное место в жизни ребёнка, поскольку в игре сокрыт огромный реабилитационный потенциал. Играя, он познает окружающий мир, экспериментирует, проявляет личностные качества, узнает о мире человеческих взаимоотношений и приобретает важные социальные навыки – терпение, сочувствие, инициативность, умение договориться. 
Родители узнали, какие бывают игры, поиграли сами, придумали и развернули сюжет от простого предметного действия до целого приключения, примерили на себя роли, успешно решили все каверзные задачи, например: как спасти совместную игру, если малыш потерял к ней интерес? С огромным удовольствием поиграли в музыкально-ритмические и подвижные игры, ведь любая игра, в которой есть ритм, музыка и эмоция становится гораздо интереснее! 
У ребят с особенностями в развитии есть сложности в игре и сенсорные ограничения. Об этом нужно всегда помнить, поэтому специалисты показали и рассказали родителям о том, как можно приспособить игру под конкретные трудности и как превратить обычную игрушку в реабилитационную. Встреча завершилась отличным мастер-классом по играм с водой, на котором мы узнали, что самые обычные предметы приобретают очень необычные свойства, когда попадают в воду и какие эксперименты можно организовать в воде и с водой. 

Давайте играть и развиваться вместе!


“Я познаю мир”

18 декабря состоялась очередная встреча для родителей в рамках реализации социально-реабилитационной программы «Пряничный домик» для семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна. Она была посвящена теме «Я познаю мир». Специалисты в простой и доступной форме рассказали родителям об особенностях познавательной сферы детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна, о важности формирования сенсорных представлений о мире, об эффективности развития познания ребенка в домашних условиях, в повседневной жизни. 
Встреча проходила в формате практического занятия и состояла из нескольких блоков. На первом из них специалисты рассказали о том, на чем строится познавательное развитие ребенка, о важности собственной познавательной активности и развитии интереса к миру в естественной среде. 
А затем родители разделились на группы, каждая из которых смогла поиграть в дидактические игры и понять принцип усложнения игры, а так же поучаствовать в создании развивающей игрушки для своего ребенка. Группы снова встретились на мастер-классе педагога-организатора, на котором они познакомились с нетрадиционными способами рисования и опробовали их на практике. 
Традиционно, специалисты подготовили выставку игрушек, игр и дидактических пособий, сделанных своими руками. Так же, каждый родитель получил информационно-методические материалы по данной теме. 
Приятно видеть заинтересованность на лицах родителей, а их активное участие и вопросы по теме обсуждения говорят, что такой вид работы специалистов важен и полезен! 

 

     

 


“Где моя большая ложка?”

22 января состоялась очередная встреча для родителей в рамках реализации социально-реабилитационной программы «Пряничный домик» для семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна. Она была посвящена теме «Где моя большая ложка?» и открыла цикл из 4 встреч, ориентированных на помощь семьям в формировании бытовых навыков и навыков самообслуживания детей в домашних условиях. 
Специалисты обсудили с родителями такую, казалось бы, простую, но в тоже время, сложную тему, как организация питания детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна. Ведь зачастую прием пищи осложняется тем, что ребенок не умеет жевать, пить из чашки, не держит ложку, да и накормить его можно только под мультики, только перетертой на блендере пищей. Педагоги вместе с родителями проанализировали причины этих трудностей и разобрали приемы организации питания детей. Говорили и о правильной позе для кормления, и о подборе посуды, и о том, как учить ребенка жевать, пить, есть самостоятельно ложкой. 
Логопеды вместе с родителями перед зеркалом на практике отрабатывали элементы массажа лица и языка, которые можно использовать в домашних условиях. Эти упражнения помогут нормализовать мышечный тонус лица и языка, снизить саливацию у детей. 
Традиционная уже выставка оборудования на этот раз была посвящена посуде, адаптированной под возможности и потребности детей с ограничениями. Так же специалисты подготовили раздаточный материал, чтобы родители могли активно пользоваться полученной информацией и дома. 
В ходе встречи было задано много вопросов, участники активно делились своим опытом и переживаниями, что показало актуальность предложенной темы. 
До новых встреч!

  

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

”До свидания, памперс!”

26 февраля в рамках реализации социально-реабилитационной программы «Пряничный домик» для семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна прошла очередная встреча с родителями на тему: «До свиданья, памперс!». 
Участники вместе с педагогом-психологом и воспитателями обсуждали достаточно простую на первый взгляд проблему – приучение ребёнка к горшку. Но такая тема лишь кажется простой, а на самом деле у многих мам и пап вызывает сложности, проблемы и споры. На детских площадках,
форумах, в детских учреждениях многие хвалятся тем, что начали высаживать деток на горшок с 7-8 месяцев. Другие теряются, винят себя, заставляют своих малышей подолгу «заседать», ругают за мокрые штанишки и т.д. На встрече участники узнали о признаках готовности ребёнка к освоению «туалетной науки», обсудили правила выбора самого первого детского гаджета, поразмышляли о сложностях процесса, познакомились с мультфильмами, которые можно показать деткам в этот период. 
Итогом встречи было создание памятки для родителей с советами и рекомендациями по данной теме. До новых встреч!


“Я учусь одеваться”

17 августа в рамках реализации социально-реабилитационной программы «Пряничный домик» для семей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, в том числе с синдромом Дауна, состоялась пятая встреча по теме «Я учусь одеваться».
Педагог-психолог и учитель-дефектолог говорили с родителями о том, как научить ребенка одеваться и раздеваться самостоятельно. А если этот процесс превратить в игру и наполнить приятными эмоциями, то и результат не заставит себя ждать! Специалисты рассказали и показали родителям игры для развития познавательной сферы ребенка в процессе одевания. Мамы учились составлять простой и понятный алгоритм освоения навыка одевания. Родители активно делились опытом, задавали много вопросов, и мы надеемся, что встреча была для них интересной и полезной.
Давайте и дальше учить детей самостоятельности вместе!