Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями
СЕВЕРОДВИНСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

"Ручеёк"
Главная
  1. / Консультации
  2. / Учитель-дефектолог
Учитель-дефектолог

Ребенок-родитель-педагог.

В научной литературе под термином “дети с ограниченными возможностями” принято понимать детей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Однако, ещё Л.С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений в развитии.

Вы когда-нибудь задумывались, почему одни люди всё схватывают на лету, а другим необходимо многократное повторение одного и того же? Во-первых, это связано со способностью центральной нервной системы быстро и точно усваивать информацию из окружающего мира, во-вторых, зависит от слаженной работы зрения, слуха, двигательных ощущений всего тела и отдельных его частей (в частности, пальцев рук), в- третьих, от способности человека к произвольному и целенаправленному вниманию.

Недостаточная включенность одного из этих компонентов познавательной деятельности резко снижает эффективность общения ребёнка с окружающим миром. Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью восприятия, мышления, памяти, внимания и речи.

Семья играет очень важную роль в развитии ребёнка. Именно под руководством родителей малыш приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому воспитание в семье ребёнка с нарушениями в развитии – ответственная задача, так как важнейшим является понимание его состояния, прежде всего родителями. В этой ситуации родителям важно понять, что их ребёнок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, узнать все возможные пути преодоления имеющихся трудностей, родителям необходима помощь профессиональных специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог, которые имеют опыт работы с детьми с трудностями в развитии. Подобную помощь семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, могут получить в реабилитационных центрах, где педагоги задумываются о том, как строить систему работы с данным ребёнком. Постоянно находятся в поиске новых методов, приёмов, технологии работы, позволяющих сделать процесс реабилитации не только эффективным, но и увлекательным для детей.

Особенно это важно для родителей, дети которых не получают постоянной медико-педагогической помощи по месту жительства. В связи с этим, в некоторых Центрах функционируют отделения «Мать и Дитя», на базе которых проходят реабилитацию дети из разных уголков Архангельской области. Данный курс позволяет родителям постоянно находятся рядом, присутствовать на всех занятиях специалистов, овладеть основными и крайне необходимыми навыками развития и взаимодействия с ребёнком.

Поскольку, продолжительность курса реабилитация ограничена тремя неделями, важную роль играет взаимодействие специалистов с родителем. Что позволяет: значительно сократить время на установление контакта с ребёнком, ознакомиться с особенностями его развития, показать сильные и слабые стороны, (включая, восприятие, моторику, двигательную активность), предпочтения, темп деятельности, что вызывает более сильные физические и эмоциональные нагрузки (затраты).

Педагог, включая родителя в совместное занятие, показывает на практике направления и приемы в работе с ребёнком, которые он может самостоятельно применять в домашних условиях.

Дети с множественными нарушениями в развитии не способны удерживать внимание на выполнении заданий продолжительное время, как правило, время их активной деятельности составляет примерно 10-12 минут. Работая с данной категорией детей, мы отмечаем, что в момент снижения познавательной активности, когда ребенок перестает реагировать на предлагаемые педагогом игры и задания, важно переключить его внимание на иную деятельность, где часть поставленных задач педагог передает родителю.

Родитель продолжает занятие, начатое специалистом, систематически закрепляя в продуктивной деятельности тот материал, который был взят за основу на данном занятии. Во время занятия, родитель является активным участником, помогает педагогу поддерживать руку ребёнка, голову, держать предметы на уровне глаз, выполнять различные инструкции. Например, он может рисовать с малышом снеговика, повторяя с ним понятия «круглый», «большой», «маленький», «красный», закреплять положение предмета в пространстве (в середине, сверху, справа и др.), его цвет, форму и т.д.

Подобные совместные занятия подтверждают свою эффективность. Они нравятся и детям и их родителям, всегда проходят интересно и наполнены положительными эмоциями. Дети более продолжительное время удерживают произвольное внимание, становятся заметно активней физически, а следовательно, усваивают материал легче и быстрее.

Заметив эффективность совместной работы педагога и родителя, мы пришли к выводу о необходимости продолжения проведения подобных занятий с детьми, имеющими грубые и множественными нарушениями в развитии.

Именно тот родитель, который находится «внутри проблемы» и имеет достаточный уровень осведомленности, в состоянии реально оценить ситуацию в целом и увидеть перспективу реализации возможностей своего ребёнка.

 

Завернина Ольга Геннадьевна,

учитель-дефектолог Северодвинского РЦ «Ручеёк»

Кривошапкина Юлия,

педагог-психолог Котласского РЦ

Дегтярева Наталья,

мама ребёнка-инвалида


 

Ведущая деятельность.

— это та деятельность ребенка, в которой возникают главные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности на данной стадии развития.

Понятие ведущей деятельности в отечественной психологии является основой для построения периодизации психического развития, основанной на поочередной смене ведущей деятельности в одном возрастном периоде.

Согласно этой концепции, признаком перехода от одной стадии развития к другой является изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.
Ведущая деятельность — это наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени.

Ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит в процессе обучения и воспитания.

Выделяют следующие ведущие деятельности в определенных возрастных периодах:

Непосредственное эмоциональное общение со взрослым

присуще младенцу с первых дней жизни и до одного года.

Благодаря общению у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание, в качестве основы манипулятивных и предметных действий.

Предметно–манипулятивная деятельность –

основное занятие для детей от 1 года до 3 лет.

В этих занятиях ребенок осваивает общественно выработанные способы действия с предметами. Общение продолжает интенсивно развиваться и становиться речевым.
В предметной деятельности происходит развитие восприятия, под влиянием которого происходит развитие всех других психических процессов.

Сюжетно–ролевая игра

присуща детям от 3 до 6 лет.
Игра позволяет ребенку осваивать сначала эмоционально, а потом интеллектуально систему человеческих отношений, человеческой деятельности.
Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям и правилам.
Игра обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.

В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления.

Учебная деятельность

– ведущая деятельность для детей младшего школьного возраста (от 6 до 11 лет), проявляющаяся в целенаправленном усвоении ими общественного опыта, и формировании социальной компетентности.

Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом, в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность младшего школьника.

Личностное общение

является ведущим видом деятельности у подростков 12 – 15 лет. Происходит переориентация общения с родителей и учителей на сверстников. Общение является для подростков очень важным информационным каналом. Общение – специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права.

Профессионально-учебная деятельность,

как вид ведущей деятельности, свойственна молодым людям 15 – 18 лет.

Учебная деятельность в старших классах приобретает новую направленность и содержание, ориентированное на будущее. Формируется психологическая готовность к самоопределению.

Зачем родителям знания о ведущей деятельности?

Мы будем понимать, как важно:

Берсенева Е.А.


  Ранний детский аутизм.

К специалистам нашего реабилитационного центра все чаще стали обращаться за помощью родители детей с расстройствами аутистического спектра, в частности ранним детским аутизмом (РДА). Что же это такое и как помочь таким деткам?

Ранний детский аутизм - понятие медицинское, поэтому его определяет врач - детский психоневролог. В своем наиболее характерном виде этот синдром проявляется в возрасте 2,5 -3 года. Вместе с тем признаки неблагополучного развития, которое потом может проявиться ранним детским аутизмом, в большинстве случаев можно разглядеть гораздо раньше. Многие родители, особенно те, кто уже имеют старшего нормально развивающегося ребенка, замечая, что с малышом «что-то не так», начинают тревожиться много раньше, чем ребенку исполнится год, и обращаются за советом к специалисту - педиатру или невропатологу. Однако, чаще всего, специалисты успокаивают родителей, считая их опасения напрасными, так как признаки, о которых они говорят, в это время, как правило, укладываются, или почти укладываются в общие параметры моторного и речевого развития. В других случаях специалисты могут расценивать настораживающие особенности раннего развития как признаки других нарушений самого широкого спектра, например, как проявление детского церебрального паралича, сенсорных, речевых нарушений, невропатии, минимальной мозговой дисфункции. «Разброс» диагнозов встречается весьма широкий - от проблем со слухом и зрением, речевым развитием до умственной отсталости и шизофрении. Но, к счастью, на практике редко встречаются «классические аутисты», чаще приходится работать с детьми, у которых проявлены отдельные черты аутизма. Тем не менее, в нашей стране диагноз «ранний детский аутизм» до двух лет, как правило, не ставится и единственными «диагностами» становятся родители и близкие малыша.

Родители должны осознавать, как их ребенок развивается и что можно ожидать от ребенка в определенных возрастных периодах. Для того чтобы увидеть нарушения в развитии ребенка и своевременно насторожиться, необходимо, прежде всего, знать возрастные нормы развития.

 

Средние показатели развития здорового ребененка:

Если хотя бы часть признаков у вашего ребенка говорит о том, что проблема у него есть и нужно обратиться к специалистам - делайте это незамедлительно, ведь время в данном случае - самый злейший враг ребёнка. Взаимодействие родителей и профессионалов дает наилучшие результаты в занятиях с ребенком. Специалист может предложить подход, но только родители инстинктивно поймут, подходит ли их ребенку этот путь, и, если нужно, предложат какие-то изменения. Любящие и терпеливые родители порой способны творить чудеса, особенно в такой сложной работе как борьба за ребёнка с явлениями раннего детского аутизма.

 

Что же такое - аутизм и на что надо обращать внимание, если в семье появился или подрастает малыш?

Аутизм - расстройство психики, имеющее широкий спектр и у каждого ребёнка проявляется неодинаково. Аутизм проявляется, прежде всего, в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Под аутизмом понимается ряд сложных неврологических расстройств, ведущих к нарушению социального взаимодействия, трудностям в общении, замкнутости и повторяющимся движениям. Аутизм приводит к развитию целого спектра нарушений различной степени тяжести, затрагивающих речь, социальное поведение и физическое развитие. Причины аутизма пока неясны, хотя, несомненно, играют роль как генетические, так и внешние факторы окружающей среды. Под окружающей средой понимается еда, лекарства, воздух, вода, поступление в организм нужных питательных микроэлементов, содержание токсинов в окружающем пространстве, в общем - все, что окружает нас может нести в себе потенциальную опасность для человека и служить источником проблем.

 

Уважаемые родители, ответив на следующие вопросы, вы можете обнаружить проблему на самой ранней стадии:

Главными видами оружия должны для вас стать: любовь, терпение и труд. На первом месте тут стоит слово "любовь" неслучайно. Именно с ее помощью и можно сделать из ребёнка со сложным диагнозом обычного ребёнка, практически не отличающегося от своих сверстников, но это гигантский ежедневный труд, сопряженный с большим терпением. Труд без праздников и выходных в течение многих лет, а может быть, и всей жизни. Если мера вашей любви к ребенку такова, что вы готовы на этот жизненный подвиг, у вас есть реальный шанс вместе со специалистами помочь вашему ребенку с безнадежным (с медицинской точки зрения) диагнозом.

Завернина О.Г.