Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями
СЕВЕРОДВИНСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

"Ручеёк"
Главная
  1. / Консультации
  2. / Психолого-педагогическая реабилитация
  3. / Учитель-дефектолог
Учитель-дефектолог

Ребенок-родитель-педагог.

В научной литературе под термином “дети с ограниченными возможностями” принято понимать детей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Однако, ещё Л.С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений в развитии.

Вы когда-нибудь задумывались, почему одни люди всё схватывают на лету, а другим необходимо многократное повторение одного и того же? Во-первых, это связано со способностью центральной нервной системы быстро и точно усваивать информацию из окружающего мира, во-вторых, зависит от слаженной работы зрения, слуха, двигательных ощущений всего тела и отдельных его частей (в частности, пальцев рук), в- третьих, от способности человека к произвольному и целенаправленному вниманию.

Недостаточная включенность одного из этих компонентов познавательной деятельности резко снижает эффективность общения ребёнка с окружающим миром. Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью восприятия, мышления, памяти, внимания и речи.

с нарушениями в развитии – это дети, чьё развитие идёт другим путём, нежели у нормально развивающихся сверстников. Причиной этому может быть нарушения: зрения, слуха, двигательной сферы или органическое поражение центральной нервной системы. Все эти факторы не могут не сказаться на развитии познавательной деятельности. Из-за незрелой нервной системы очень часто у детей вовремя не налаживаются связи: между глазом и ухом, глазом и рукой, ногой и ухом и т. д. Ребёнок не может выполнить простых для нас заданий: повернуться в сторону звука (как будто не слышит, но слух в порядке), подпрыгнуть на одной ноге, пнуть мяч. Это с одной стороны. С другой стороны, незрелость нервной системы ограничивает понимание ребёнком обращенной к нему речи: он просто не понимает, что ему говорят. И самое непонятное для нас, взрослых, – не может сделать как мы, т.е. по подражанию и образцу. Почему? По причине отсутствия слаженной работы всех органов чувств ребёнка: глаз видит, ухо слышит, но обменяться друг с другом и дать команду мышцам двигаться они не могут. Чтобы запомнить, как выглядит предмет или объект окружающего мира, ребёнку нужно заставить себя посмотреть и запечатлеть его таким, как он есть, чтобы в следующий раз узнать. В большинстве случаев этот процесс происходит без особого вмешательства со стороны взрослых. Однако когда нервная система незрела, когда имеются несогласования в работе различных воспринимающих систем, тогда процесс запоминания требует многократных повторений и чрезмерных усилий ребенка. Энергии и возможностей ребёнка не хватает для быстрого и точного запоминания и воспроизведения полученного опыта: он с трудом запоминает, иногда неправильно, тяжело переучивается, быстро забывает. Чем старше становится малыш, тем больше информации и опыта взаимодействия с окружающим миром он недополучает. И вовсе не потому, что он «лентяй и не хочет», а потому, что незрелость нервной системы не дает ему усваивать тот материал, который знают его сверстники.

Семья играет очень важную роль в развитии ребёнка. Именно под руководством родителей малыш приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому воспитание в семье ребёнка с нарушениями в развитии – ответственная задача, так как важнейшим является понимание его состояния, прежде всего родителями. В этой ситуации родителям важно понять, что их ребёнок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, узнать все возможные пути преодоления имеющихся трудностей, родителям необходима помощь профессиональных специалистов, таких как логопед, дефектолог, психолог, которые имеют опыт работы с детьми с трудностями в развитии. Подобную помощь семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, могут получить в реабилитационных центрах, где педагоги задумываются о том, как строить систему работы с данным ребёнком. Постоянно находятся в поиске новых методов, приёмов, технологии работы, позволяющих сделать процесс реабилитации не только эффективным, но и увлекательным для детей.

Особенно это важно для родителей, дети которых не получают постоянной медико-педагогической помощи по месту жительства. В связи с этим, в некоторых Центрах функционируют отделения «Мать и Дитя», на базе которых проходят реабилитацию дети из разных уголков Архангельской области. Данный курс позволяет родителям постоянно находятся рядом, присутствовать на всех занятиях специалистов, овладеть основными и крайне необходимыми навыками развития и взаимодействия с ребёнком.

Поскольку, продолжительность курса реабилитация ограничена тремя неделями, важную роль играет взаимодействие специалистов с родителем. Что позволяет: значительно сократить время на установление контакта с ребёнком, ознакомиться с особенностями его развития, показать сильные и слабые стороны, (включая, восприятие, моторику, двигательную активность), предпочтения, темп деятельности, что вызывает более сильные физические и эмоциональные нагрузки (затраты).

Педагог, включая родителя в совместное занятие, показывает на практике направления и приемы в работе с ребёнком, которые он может самостоятельно применять в домашних условиях.

Дети с множественными нарушениями в развитии не способны удерживать внимание на выполнении заданий продолжительное время, как правило, время их активной деятельности составляет примерно 10-12 минут. Работая с данной категорией детей, мы отмечаем, что в момент снижения познавательной активности, когда ребенок перестает реагировать на предлагаемые педагогом игры и задания, важно переключить его внимание на иную деятельность, где часть поставленных задач педагог передает родителю.

Родитель продолжает занятие, начатое специалистом, систематически закрепляя в продуктивной деятельности тот материал, который был взят за основу на данном занятии. Во время занятия, родитель является активным участником, помогает педагогу поддерживать руку ребёнка, голову, держать предметы на уровне глаз, выполнять различные инструкции. Например, он может рисовать с малышом снеговика, повторяя с ним понятия «круглый», «большой», «маленький», «красный», закреплять положение предмета в пространстве (в середине, сверху, справа и др.), его цвет, форму и т.д.

Подобные совместные занятия подтверждают свою эффективность. Они нравятся и детям и их родителям, всегда проходят интересно и наполнены положительными эмоциями. Дети более продолжительное время удерживают произвольное внимание, становятся заметно активней физически, а следовательно, усваивают материал легче и быстрее.

Заметив эффективность совместной работы педагога и родителя, мы пришли к выводу о необходимости продолжения проведения подобных занятий с детьми, имеющими грубые и множественными нарушениями в развитии.

Именно тот родитель, который находится «внутри проблемы» и имеет достаточный уровень осведомленности, в состоянии реально оценить ситуацию в целом и увидеть перспективу реализации возможностей своего ребёнка.

 

Завернина Ольга Геннадьевна,

учитель-дефектолог Северодвинского РЦ «Ручеёк»

Кривошапкина Юлия,

педагог-психолог Котласского РЦ

Дегтярева Наталья,

мама ребёнка-инвалида

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  Ранний детский аутизм.

К специалистам нашего реабилитационного центра все чаще стали обращаться за помощью родители детей с расстройствами аутистического спектра, в частности ранним детским аутизмом (РДА). Что же это такое и как помочь таким деткам?

Ранний детский аутизм - понятие медицинское, поэтому его определяет врач - детский психоневролог. В своем наиболее характерном виде этот синдром проявляется в возрасте 2,5 -3 года. Вместе с тем признаки неблагополучного развития, которое потом может проявиться ранним детским аутизмом, в большинстве случаев можно разглядеть гораздо раньше. Многие родители, особенно те, кто уже имеют старшего нормально развивающегося ребенка, замечая, что с малышом «что-то не так», начинают тревожиться много раньше, чем ребенку исполнится год, и обращаются за советом к специалисту - педиатру или невропатологу. Однако, чаще всего, специалисты успокаивают родителей, считая их опасения напрасными, так как признаки, о которых они говорят, в это время, как правило, укладываются, или почти укладываются в общие параметры моторного и речевого развития. В других случаях специалисты могут расценивать настораживающие особенности раннего развития как признаки других нарушений самого широкого спектра, например, как проявление детского церебрального паралича, сенсорных, речевых нарушений, невропатии, минимальной мозговой дисфункции. «Разброс» диагнозов встречается весьма широкий - от проблем со слухом и зрением, речевым развитием до умственной отсталости и шизофрении. Но, к счастью, на практике редко встречаются «классические аутисты», чаще приходится работать с детьми, у которых проявлены отдельные черты аутизма. Тем не менее, в нашей стране диагноз «ранний детский аутизм» до двух лет, как правило, не ставится и единственными «диагностами» становятся родители и близкие малыша.

Родители должны осознавать, как их ребенок развивается и что можно ожидать от ребенка в определенных возрастных периодах. Для того чтобы увидеть нарушения в развитии ребенка и своевременно насторожиться, необходимо, прежде всего, знать возрастные нормы развития.

Средние показатели развития здорового ребененка:

 0-1 мес. Неразличаемый плач - первая реакция на окружающую среду.

Со второго месяца - синдром оживления при виде «своих взрослых», в более старшем возрасте - повышенное внимание и оживление при виде картинок, изображающих лицо и глаза.

 1-5,6 мес. Различаемый плач - голодный плач, плач, связанный с болью в животе и т.д.

 3-6,7 мес. Гуление. Стадия вокальной игры. Ребенок и слушает звуки вокруг него и пытается продуцировать их сам. Конечно, они еще отличаются от звуков взрослой речи.

 6-12 мес. Лепет, повторение слышимых звуков, слогов.

9-10 мес. Повторение звуков, которые ребенок слышит (эхолалия). Отличие от лепета в том, что ребенок повторяет то, что непосредственно слышит от другого человека.

 Около года здоровые дети любят, когда с ними разговаривают.2-2,5 года - узнавание на фотографиях близких, себя (когда формируется самосознание: «Я» и «Не я»), правильное представление о своем теле.

После двух лет здоровый ребенок способен откликаться на эмоции окружающих, «заражаться» ими; присутствуют положительные эмоции при виде новых игрушек, при общенииПосле трех лет ребенок адекватно использует личные местоимения (я, ты, мы), строит оригинальные высказывания.  Ребенок способен сопереживать героям сказок, способен играть, фантазировать. Во время игры проявляет развитое воображение (игры с замещением - когда представляют, например, что палка - это лошадка)

Если хотя бы часть признаков у вашего ребенка говорит о том, что проблема у него есть и нужно обратиться к специалистам - делайте это незамедлительно, ведь время в данном случае - самый злейший враг ребёнка. Взаимодействие родителей и профессионалов дает наилучшие результаты в занятиях с ребенком. Специалист может предложить подход, но только родители инстинктивно поймут, подходит ли их ребенку этот путь, и, если нужно, предложат какие-то изменения. Любящие и терпеливые родители порой способны творить чудеса, особенно в такой сложной работе как борьба за ребёнка с явлениями раннего детского аутизма.

 

Что же такое - аутизм и на что надо обращать внимание, если в семье появился или подрастает малыш?

Аутизм - расстройство психики, имеющее широкий спектр и у каждого ребёнка проявляется неодинаково. Аутизм проявляется, прежде всего, в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Под аутизмом понимается ряд сложных неврологических расстройств, ведущих к нарушению социального взаимодействия, трудностям в общении, замкнутости и повторяющимся движениям. Аутизм приводит к развитию целого спектра нарушений различной степени тяжести, затрагивающих речь, социальное поведение и физическое развитие. Причины аутизма пока неясны, хотя, несомненно, играют роль как генетические, так и внешние факторы окружающей среды. Под окружающей средой понимается еда, лекарства, воздух, вода, поступление в организм нужных питательных микроэлементов, содержание токсинов в окружающем пространстве, в общем - все, что окружает нас может нести в себе потенциальную опасность для человека и служить источником проблем.

 

Уважаемые родители, ответив на следующие вопросы, вы можете обнаружить проблему на самой ранней стадии:

Хочет ли ваш ребенок общаться с окружающими?

Интересуется ли ребенок играми или общением со знакомыми взрослыми и сверстниками?

Хочет ли ребенок разделять окружающее его пространство с другими?

Откликается ли ребенок, когда вы его зовете?

Как относится ребенок к смене занятия?

Склонен ли ребенок к повторяющимся движением?

Как ребенок играет с игрушками: так как ими принято играть или использует свой, необычный подход к игре?

Насколько легко ребенок выходит из себя?

Главными видами оружия должны для вас стать: любовь, терпение и труд. На первом месте тут стоит слово "любовь" неслучайно. Именно с ее помощью и можно сделать из ребёнка со сложным диагнозом обычного ребёнка, практически не отличающегося от своих сверстников, но это гигантский ежедневный труд, сопряженный с большим терпением. Труд без праздников и выходных в течение многих лет, а может быть, и всей жизни. Если мера вашей любви к ребенку такова, что вы готовы на этот жизненный подвиг, у вас есть реальный шанс вместе со специалистами помочь вашему ребенку с безнадежным (с медицинской точки зрения) диагнозом.

Завернина О.Г.