Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями
СЕВЕРОДВИНСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

"Ручеёк"
Главная
  1. / Консультации
  2. / Психолого-педагогическая реабилитация
  3. / Педагог-организатор музыкального направления
Педагог-организатор музыкального направления

Использование нестандартных музыкальных инструментов в работе с детьми

 

 

Играя на самодельных музыкальных инструментах, дети понимают: все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой, надо только постараться услышать эту музыку.

Нестандартное музыкальное оборудование – это инструменты, изготовленные своими руками из подручных средств. Дети очень любят такие инструменты за яркость, оригинальность, простоту в использовании. Дети применяют инструменты в самостоятельной деятельности в играх под руководством воспитателя в «Уголках музицирования».

Шумелки-«рогатки»

На деревянную палку в форме рогатки прикрепляется толстая проволока в 2–3 ряда, на которую нанизываются пробки от бутылок. В младших группах используем шумелки для спонтанной звукоподражательной импровизационной игры, слегка потряхивая, в старших группах - для ритмичной звукоподражательной импровизационной игры.

 

 

 

«Арфа»

На детскую вешалку для одежды привязывают ключи (карандаши, металлические предметы) при помощи цепочки, связанной крючком. Играть на «арфе» нужно, проводя палочкой глиссандо. Так весело, наверно, разговаривает курочка с цыплятами или утята исполняют задорный танец.

 

Шумелки – «топотушки»

Дети младших групп с удовольствием одевают на ножки шумелки – «топотушки» и прыгают, как белочка, зайчик или изображают косолапого мишку, таким образом, у детей развивается чувство ритма. Для изготовления «топотушек» используем баночки из-под ваты круглой формы и из-под салатов прямоугольной формы. Баночки заполняются цветными пуговицами и колпачками от фломастеров, разрезанных на несколько частей. В баночке нужно сделать 2 отверстия, через которую продеть резиночку, сверху на баночку наклеить самоклеющуюся плёнку.

 

Шумелки – «шуршунчики»

Шумелки – «шуршунчики» - разукрашенные баночки из–под шампуней, кремов различной формы и размеров, наполненные горохом. При потряхивании издаётся приглушённый звук, напоминающий различные шорохи. При помощи этих шумелок можно озвучивать разные сказки. Например, предложить детям младших групп подобрать «шуршунчик» определённого размера для передачи образа лягушки, волка и других персонажей сказки «Теремок».

 

Лесенка

Лесенка – это деревянные палочки или металлические трубочки разной длины, на концах которых просверлены дырочки, сквозь которые продета обычная бельевая верёвка. Чтобы было удобно держать лесенку, нужно сделать деревянную ручку. Играем на этом инструменте, проводя палочкой сверху вниз глиссандо.

 

Погремушка

Для погремушек берём пластмассовые бутылочки из-под йогурта. Для одной погремушки потребуется четыре – шесть бутылочек. Нужно проткнуть иглой дно каждой бутылочки и протянуть сквозь неё прочную нитку. За один конец нити бутылочка подвешивается на деревянную палочку. На внутренней части нити закрепляются пуговицы (деревянные или металлические). Играют погремушкой, поочерёдно встряхивая то один, то другой конец палочки. Так, дети с удовольствием поют весёлую песенку «Гуси», сопровождая шипение гусей, играя на погремушке.

 

Мини-маракасы

Мини-маракасы применяются в самостоятельной деятельности в для формирования у детей чувства метра и ритма (пугливые шаги при передачи образа маленького ёжика или образ хитрой лисички, которая крадётся за зайчиком).

Для изготовления мини – маракаса используем пластмассовое яйцо от «киндер – сюрприза» или пластмассовый мячик из детского бассейна, крышки из-под пива, деревянные палочки, шурупы. Наполнителем служит крупная крупа, горох. Четыре металлические крышки предварительно пробиваются гвоздём. Края пробитого отверстия должны быть направлены внутрь, чтобы не порезать играющего, затем крышки попарно соединяются друг с другом и надеваются на шурупы таким образом, чтобы они могли свободно двигаться. В пластмассовом яйце по бокам горячим шилом нужно сделать отверстия, в которые вкручиваются шурупы с крышками. Снизу в яйце таким же образом сделать отверстие больше, в которое вставить цветную палочку – это ручка, за которую ребёнок будет держать инструмент во время игры. Две половинки яйца соединить, предварительно наполнив крупой и горохом. Звук извлекается при потряхивании игрушки.

Использование нестандартного музыкального оборудования положительно воздействует на эмоциональный тонус дошкольников, развивает творческую активность у малышей, формирует чувство ритма, двигательную активность. Варьируя способы игры, ребенок исследует звук, создает различные музыкальные образы.

Шехурина О.П.

 

Консультация для родителей: 
«Влияние музыки на психику ребенка»


Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). 
В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.
Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях (например, на рок-концертах) побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т.к. она усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.
Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.
Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.
Еще с древних времен люди заметили, что человеческий голос и звук вообще обладают сильным воздействием. Так, звук восточного духового инструмента панги вводит змею в состояние, подобное гипнозу. Вибрации человеческого голоса в одном случае имеют лечебное действие (что издавна использовалось народными целителями), а в другом – причиняют человеку вред.
Речь человека является сильнейшим фактором воздействия, как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли, отношение к миру проявляются в содержании речи и в ее интонационной окраске. А то, что мы говорим и как это произносим, в свою очередь, откладывает отпечаток на психологическом состоянии слушающего, влияет на наши отношения с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребенка сильный испуг и состояние оцепенения. Постоянно раздраженный, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чем-либо, произнесенный спокойным, мягким, сочувствующим голосом помогает ребенку легче примириться с неудовлетворенностью его желания.

Шехурина О.П.