Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями
СЕВЕРОДВИНСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

"Ручеёк"
Главная
  1. / Консультации
  2. / Психолого-педагогическая реабилитация
  3. / Логопед
Логопед

 

Заикание и как оно проявляется

Заикание – нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата.

Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что заикание – внешнее проявление невротических, эмоциональных, речевых нарушений.

Возникает заикание чаще в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого у большинства детей отмечаются запинки. Они называются физиологическими. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, то затрудняют общение, появляется основание для беспокойства.

Заиканием страдает примерно 3% детей. Его распространенность зависит от такой особенности языка, как темп речи. У французов заикается 5-7%, у немцев – 2%, американские индейцы не заикаются вообще. Заикание у мальчиков отмечается в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.

Причины возникновения заикания:

истощение или переутомление нервной системы в результате заболеваний корью, рахитом, коклюшем;

болезни носа, глотки и гортани;

задержка развития речи, неправильное произношение звуков в течение длительного времени;

испуг, обострение эмоционального напряжения как следствие острой обиды, ревности;

неправильные методы воспитания (наказания, унижающие достоинства ребенка, несогласованность требований со стороны близких);

перегрузка способных, но нервных детей речевым материалом (в частности, ранее, в 3 года, обучение чтению, иностранному языку);

переучивание леворукости и т.д.

Вероятность возникновения заикания увеличивается:

если заикается кто-то из родственников;

у аллергиков;

при частых респираторных заболеваниях;

при нарушении внимания.

Проявления заикания:

ребенок начинает повторять отдельные звуки в начале или середине слова, протяжно произносить гласные – это клонические судороги;

задерживается на согласных звуках с последующим спазмом и внезапным его прерыванием – это тонические судороги;

нарушается речевое дыхание: он делает дополнительные вдохи не только перед каждым словом, но и в середине слова;

голос прерывается или появляются выкрики на высоких тонах;

усиливаются судороги на смычных звуках П, Б, Т, Д, К, Г и в сочетании со звуком Р (ПР, БР, ТР, ДР, КР, ГР).

Состояние речи заикающихся детей может меняться, волнообразность характерна для течения заикания. Даже когда лечение успешно, бывают периоды ухудшения. Меры, принимаемые для восстановления плавности речи, определяются тем, когда возникло заикание.

Советы родителям по предупреждению возникновения заикания:

1. Не прерывайте игру ребенка необоснованными вопросами.

2. Удерживайте ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет.

3. Не делайте замечаний, если употребляет эмболы, т.е. говорит какое-то лишнее слово (а, ну, вот, значит).

4. Неразумно заставлять малыша пересиливать свои страхи.

5. Не наказывайте за употребление непристойных слов, займите его чем-то интересным.

6. Организуйте жизнь ребенка так, чтобы его не надо было подгонять.

7. Дневной отдых обязателен.

8. Не просите ребенка читать вслух стихи перед посторонними, пока он сам не захочет.

Попытайтесь конструктивно решать все возникающие проблемы, спокойно и без эмоций.

Инициальное заикание не более двух месяцев.

Рекомендации родителям при инициальном заикании:

1. При остро возникшем заикании надо устранить ситуацию, травмирующую психику. Если это произошло в детском саду, то его посещение противопоказано.

2. Нужно обеспечить домашний режим минимум на два месяца. Полезно составить список ситуаций, в которых речь ребенка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на его эмоциональное состояние. Иногда благотворна полная смена обстановки.

3. Избегайте ситуаций, которые чрезмерно возбуждают, смущают, радуют или смущают ребенка. Отмените посещение зрелищных мероприятий, не ходите в гости, и не принимайте гостей у себя, избегайте контактов с другими детьми.

4. Перед сном неплохо ритуализировать занятия, то есть изо дня в день после ужина в одном и том же порядке совершать одни и те же действия: убирать игрушки, купаться, рассказывать сказку и т.д. Это успокаивает нервную систему, облегчает засыпание.

5. Некоторое время ребенку лучше совсем не смотреть телевизор.

6. Измените свою речь: постарайтесь говорить медленно, короткими простыми предложениями без излишней эмоциональности.

7. Приучите ребенка к настольным играм: это успокаивает и развивает мелкую моторику.

8. Полезно петь, двигаться под музыку, играть с водой и песком.

9. Нужно как можно раньше обратиться к врачу – психиатру, неврологу, ведь однозначной схемы лечения не существует. Медицинские препараты подбираются строго индивидуально.

Закрепившееся заикание более двух месяцев.

Проявления закрепившегося заикания:

- повышенная возбудимость или заторможенность, быстрая истощаемость нервной системы;

- отрицательные или несвойственные ему ранее личностные качества: боязливость, подчиняемость, замкнутость, конфликтность, безразличие к родным, хвастливость, эгоизм;

- доходящая до назойливости общительность, повышенная нежность, чрезмерная впечатлительность, боязнь одному оставаться в помещении;

- постоянное желание быть с матерью и др;

- несовершенство в двигательной сфере (недостаточная переключаемость движений, повышенный тонус мышц);

- несовершенство в сенсорной области (повышенная отвлекаемость, рассеянность внимании, несвоевременная реакция на звуковые и речевые сигналы);

- в эмоционально-волевой сфере наблюдаются раздражительность, капризы, плач или безудержное веселье, крики, визг;

- слова и словосочетания произносятся с судорожными повторениями или с мучительной остановкой на том или ином звуке.

Рекомендации родителям при закрепившемся заикании:

1. Основная установка – ведите обычный образ жизни. Единственное ограничение – не следует посещать зрелищные мероприятия до 6 лет.

2. Ребенок продолжает находиться под наблюдением врача-психиатра.

3. С трех лет многие дети могут начать занятия с логопедом.

4. Если кроме нарушения плавности, отмечаются задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, то начинать нужно с них.

5. В моменты усиления заикания необходимо ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые вызывают это усиление.

6. В период улучшения нужно как можно больше читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.

7. Организуйте домашний театр, можно кукольный.

При всей необходимости использовать приемы, улучшающие речь, нет ничего важнее благоприятной атмосферы в доме, дружественных усилий всех членов семьи.

Пургина О.Л., логопед

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Игры с песком и водой

Игры с водой и песком относятся к наиболее древним забавам человечества.

Игра с песком и водой — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности, которая развивает и приносит радость открытий и удовольствие.

Но это не только развлечение. Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья. Обратите внимание на то, как детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции.

Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию.

Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений, интенсивно развивают все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также и речь. Мощно развивается «тактильная» чувствительность.

Эти игры дают представление о таких понятиях, как «много-мало», «быстро-медленно», «короткий-длинный», «высокий-низкий».

При игре в песке с формочками или другими предметами, можно изучать цвета, геометрические фигуры и формы.

Через игры с песком и водой существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать. Формируются игровые и коммуникативные навыки ребенка.

Доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке и с водой, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми.

Для игр в песке (песочнице) и воде вам потребуются различные игрушки, например: лейка, ведерко, совок, грабли, сито, формочки и др.

Все эти предметы можно купить в магазине, но при желании можно сделать самим. Бутылки от воды, стаканчики от йогурта, крышки от бутылок, ведерки из под майонеза и т. д. – всё это вам пригодится для игрушек-самоделок.

И поверьте, с такими игрушками дети играют не с меньшим удовольствием, чем с покупными.

Для начала нужно познакомить детей с правилами обращения с песком и водой:

· Нельзя кидаться песком и лить воду на других детей и себя. Игры с песком и водой, которые находятся на улице, могут стать причиной травмирования слизистой оболочки глаз или засорения ушей.

· Нельзя брать песок в рот и пить воду, с которой играешь.

· Каждому ребенку нужно понять, что мешать другим детям нельзя.

· Когда игра закончится, нужно всем вместе помочь собрать игрушки.

 

Игры с песком

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»). «Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы.

Сначала показываем и даем подержать детям игрушки, которые буду использоваться в процессе. Потом просим ребят повернуться спиной, а сами в это время должны спрятать игрушки в песочную массу. Дети должны нащупать предмет и, не доставая его, сказать, что это такое.

Взрослый закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не

мог видеть действия взрослого.

Положите разноцветные камушки и бусинки в коробочку – это будет клад. Закопайте его в песочнице. А ребенок должен найти спрятанное

сокровище. Эту игру можно сопровождать сказкой о пиратах, которые очень давно спрятали богатства именно на этом месте, где сейчас находится

песочница. И задача малыша – найти их, за что он получит приз. Чем таинственнее будет рассказ, тем интереснее ребенку будет заниматься

поисками.

Можно предложить малышам рисовать на мокром от воды песке, как мелом: солнышко, кружочки, квадратики, отпечатывать формочки и ладошки. В старшем возрасте можно просить отобразить в рисунке какой-то сюжет, даже написать уже выученные буквы и цифры.

Взрослый просит сделать заборчик по кругу при помощи пластиковых формочек. Внутри импровизированного дворика можно слепить из песка фигурки животных или катать машинку.

Предложите ребенку построить (нарисовать пальчиком) домики для игрушек: Например, колобку нужен дом круглой формы, жирафу — прямоугольной формы, а бегемот хочет жить в квадратном доме… Где же нарисовать домик? Колобок хочет жить в правом верхнем углу песочницы! и т.д.

В центре «Песок – вода» в одной емкости находится сухой песок, в другой – влажный. Взрослый показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь прянички. Ребенок пробует выполнять действия как с сухим песком, так и с влажным. Постепенно, в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает, что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого – можно. При необходимости взрослый оказывает помощь малышу или руководить его действиями словесно.

Игры с водой

Какие игры с водой можно организовать дома?

1. Знакомство со свойствами воды.

* Вода разливается, она жидкая. Её можно собрать тряпочкой или губкой.

* Вода бывает горячая, тёплая и холодная. Попробовать на ощупь.

* Вода чистая, прозрачная, через неё всё видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока.

* Вода не пахнет. У неё нет запаха. Дать понюхать. * Воду можно переливать. Дать детям возможность самим наливать воду.

* Воду можно окрасить, добавить в неё краситель (чай, кофе, гуашь и т.д.)

2. Переливание воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой).

3. Наливание воды в разные сосуды (чашку, бутылочку, баночку, кастрюльку...).

4. Весёлая рыбалка (вылавливание ложкой разных предметов из разных по объему ёмкостей).

5. Тонет - не тонет (игры на экспериментирование).

6. Игры с мыльными пузырями. (Самостоятельное пускание пузырей. Поймай пузырь на ладошку. Чей пузырь больше. Чей пузырь улетит выше, дальше...?).

7. Игры с заводными плавающими игрушками.

Фантазируйте вместе с детьми!

 

Материал подготовила логопед Пургина Ольга Леонидовна


Зачем нужен логопед

Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. Если одни детки уже лепечут в полтора года, то другие первые слова произносят только после двух. А чтобы не пропустить возможные проблемы, нужно знать, когда обращаться к логопеду.

Чем раньше ребенка посмотрит логопед, тем больше вероятность исправить речь. Осмотр у логопеда необходимо проходить ежегодно, начиная с 1-2 лет. Дело в том, что речь, особенно в детском возрасте очень быстро развивается и видоизменяется, и на каждый возрастной период существуют определенные речевые нормы.

 

Теперь чуть поподробнее, когда стоит начинать беспокоиться:

 

Простые правила

 

Выделим 7 направлений для успешного речевого развития детей раннего возраста

 

1.Отсутствие проблем со здоровьем ребенка. Прежде чем обращаться за помощью к логопеду, убедитесь, что все в порядке со стороны невропатолога, стоматолога (дефекты неба, уздечки), отоларинголога (акцент на слух).

 

2. Развитие речевого дыхания. Выполняйте дыхательную гимнастику, игры на вдох-выдох. Разнообразить игры на развитие речевого дыхания у детей могут такие игрушки, как музыкальные инструменты (дудочки, губная гармошка), мыльные пузыри, воздушные шарики и “тещин язык”, а также фломастеры для выдувания.

 

3.Развитие артикуляционного аппарата. Малышей трудно усадить и научить складывать язык трубочкой. Поэтому стоит осваивать вначале самые простые упражнения: высовывать язык и удерживать или тянутся к предмету, облизывать губы, покусывать язык.

 

4. Развитие мелкой моторики. Ежедневно уделяем внимание данному направлению. Берем на вооружение упражнения для развития мелкой моторики, а также делаем массаж пальчиков и играем в пальчиковые игры.

 

5. Развитие фонематического слуха. Очень важно правильно слышать все звуки. Проверить, как обстоят дела с фонематическим слухом у Вашего малыша можно, почитав шуточные стихи с заменой звука:

Потемнело за окном – Это дочь вошла в наш дом.
Мама Олю причесала – Фантик дочке завязала.
Мы пришли на огород, Смотрим: кепка там растет.

 

6. Развитие словарного запаса. Старайтесь объяснять значения новых слов, специально вводите в лексикон новые слова, при чтении поясняйте значение и возможные варианты применения слова.

 

7. Использование попевок и чистоговорок. В первую очередь попевки помогут перенести слова из пассивного словаря в активный, если Вы будете чуть-чуть не договаривать: сначала окончания, последние слоги, затем уже целые слова. Чистоговорки помогут отрабатывать конкретные звуки и это одно из популярнейших средств работы логопедов.

 

Пургина О.Л.


 

 

Дыхательные упражнения

по лексическим темам

Дети раннего и дошкольного возраста часто не имеют навыков правильного речевого дыхания, особенно это относится к дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья. Во время ротового выдоха большинство из них надувают щеки. Ребята не умеют расходовать воздух экономно, что приводит к частым коротким вдохам во время разговора, выдох происходит толчками. Поэтому так важно научить ребенка правильному физиологическому дыханию, что в дальнейшем поможет красивому и четкому произношению звуков, слов и фраз.

Во время выполнения упражнений, ребенок делает глубокий вдох носиком, выдох ротиком плавный, долгий, без толчков, щеки не надуваются.

При проведении игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Вот примеры нескольких комплексов дыхательно – звуковой гимнастики:

Овощи   Фрукты

 

«Узнай овощ, фрукт»

Взрослый и ребенок рассматривают и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.

 

«Режем овощи, фрукты»

Стоя, ноги слегка расставлены. Правой рукой имитировать работу с ножом – вдох; на выдохе произносить «Чак – чак – чак!» Повторить 3 – 4 раза.

 

«Трём морковь»

Стоя, ноги расставлены. Правым кулачком тереть о левый – вдох; на выдохе произносить «Шр – шр – шр!» Повторить 3 – 4 раза.

«Сбор яблок»

Ноги вместе, прямые руки вверх, чтобы достать яблоки с высокой ветки – вдох. Согнув ноги в коленях, наклониться вперёд, как бы подбирая упавшие яблоки (яблоки надо положить в корзину) – выдох. Вернуться в И.П. – вдох.

 

Осень

 

«Ветер – ветерок – буря»

На улице подул ветер. Сначала слабее, потом всё сильнее и сильнее, и вскоре началась буря». Ребёнок спокойно вдыхает, затем плавно начинает выдыхать, имитируя ветер: сначала выдох лёгкий, почти неслышный, затем струя выдыхаемого воздуха становится сильнее и сильнее. Можно при выдохе произносить звук [у]. Щёки не надувать.

«Вдыхаем аромат леса»

Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.

 

«Дождик»

Попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» - вдох; на выдохе произносить «Кап – кап – кап!». Повторить 3 – 4 раза.

 

Зима

«Воет буря»

Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно.

 

«Погреем пальчики»

Ребёнок вдыхает, делает паузу, затем при выдохе «греет пальцы», дует на них, длительно произнося [ш], [ф], [х].

«Пурга»

Вдох; на выдохе произносим тихо «В – в – в!»; вдох, на выдохе произносим громко «В – в – в!»; вдох, на выдохе произносим тихо «В – в – в!»

«Снег идёт»

Ноги вместе, руки подняты вверх. Плавно опустить руки – вдох; на выдохе произносить «Ш – ш – ш!» Повторить 3 – 4 раза.

«Катание с горы»

Сидя, руки вперёд – вдох; на выдохе произнести «Ух!» Повторить 3 – 4 раза

Встать в позу бегущего лыжника, имитировать движение лыжника, отталкивающегося палками. Руки вверх – вдох носом, руки вниз – выдох, на выдохе произносим слог са, со, су, сы, ма… Каждый слог соответствует одному вдоху – выдоху. Повторить 5 раз.

«Снежки»

Стоя, ноги на ширине плеч. «Взять снежок» - вдох; на выдохе произнести «Оп!» и «бросить снежок» Повторить 3 – 4 раза.

 

 

Весна

«Листочки»

Для игры нужны вырезанные из бумаги зелёные листья деревьев. Ребёнок держит листок в правой руке, подносит ко рту, делает вдох, затем спокойно дует на листок. Листок шевелится в руке. Следить, чтобы щёки не надувались.

«Дождик»

Попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» - вдох; на выдохе произносить «Кап – кап – кап!». Попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» - вдох; на выдохе произносить «Так – так – так!» Повторить 3 – 4 раза.

 

 

 

 

 

Лето

«Подуй на одуванчик»

Малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

«Парящие бабочки»

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

«Жук»

Ребёнок сидит, руки опущены вдоль туловища. Поднять руки в стороны и немного отвести их назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук [ж], одновременно опуская руки вниз.

«Комарик»

Ребёнок сидит, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Нужно вздохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик [з], быстро вернуться в исходное положение; новый вдох и поворот в другую сторону.

 

 

Одежда

«Сдуваем пылинки»

Поворачивать голову прямо – вдох, вправо - выдох, произнося [пф]; прямо – вдох, влево – выдох, произносим [пф]. Повторить 3 раза.

«Застёгиваем молнию на куртке»

Правой рукой застёгивать куртку – вдох; на выдохе произносим «Вжик!» Повторить 3 – 4 раза.

«Отжимаем бельё»

Прижать кулачки друг к другу, с усилием вращать ими. На выдохе произносить «Жмём – жмём – жмём!» Повторить 3 – 4 раза.

«Гладим бельё»

Скользить правой ладонью по левой ладони – вдох; на выдохе произносить «Пш – ш – ш – ш!» Повторить 3 – 4 раза.

 

Посуда

«Горячий чай»

Ребёнок делает вдох носом, затем спокойно и плавно выдыхает ртом на руки, сложенные «чашечкой» у рта – «дует на горячий чай». Щёки не надувать.

«Пыхтит кастрюля»

Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы плавно; прерывисто ([ф]![ф]!). Щёки не надувать.

«Каша кипит»

Поглаживать себя правой рукой по животу (вдох); на выдохе произносить «Пых – пых – пых!».

«Чайная посуда»

Ноги на ширине плеч, локти прижаты к туловищу, ладони подняты кверху. Поворот вокруг себя – вдох носом; на выдохе произносить «Дзынь – ля – ля!» Повторить 3 – 4 раза.

«Мясорубка»

Стоя, ноги слегка расставлены. «Крутить ручку мясорубки» правой рукой – вдох; на выдохе произносить «ХР – хр – хр!» Повторить 3 – 4 раза.

«Тесто»

Подняться на носки, приподнять плечи – вдох; на выдохе произносить «Пых – пых – пых!» Повторить 3 – 4 раза.

 

Домашние животные

         «Хомячки»

Ребёнок надувает щёки, «как у хомячков», дышит через нос и ходит по комнате. По сигналу кулачками надавливает на щёки, выпуская воздух через рот, щёки, «как у детей». Игра повторяется 5 раз.

«Лошадки фыркают»

Сильно дуть на расслабленные губы до получения вибрации.

«Кучер останавливает лошадку»

Набрав в легкие воздух, с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы: пррррррр.

«Кошка и котёнок»

Вдох носом, на выдохе произносить громко, низким голосом «Мяу – мяу!»; вдох носом, на выдохе произносить тихим высоким голосом «Мяу – мяу!» Повторить 3 – 4 раза

«Собака рычит»

Вдох носом, на выдохе произносить «Р – р – р!» Повторить 3 – 4 раза

«Ослик»

Опустить голову вниз, идти на пятках назад – вдох; на выдохе произносить «Иа – иа – иа!» Повторить 3 – 4 раза

«Свинья»

Покачивать головой вверх – вниз – вдох; на выдохе произносить «Хрю – хрю – хрю!» Повторить 3 – 4 раза.

 

Дикие животные

 

«Змея шипит»

Вдохнуть через нос, на выдохе наклонить туловище вправо – влево («змея покачивается»). Медленно произносить [ш]. Принять исходное положение, сделать вдох носом и повторить упражнение 3 – 4 раза.

«Слон пьёт воду»

Вытянуть губы широкой трубочкой и сделать вдох под счёт до трёх, затем выдох под счёт до пяти.

«Кит выбрасывает фонтан воды»

Вибрация губ и языка. Сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между двух кубиков. Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасаться только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз.

«Бегемотик»

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.

 

 

Семья

«Старая бабушка»

Правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину – вдох; на выдохе произносить «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!». Повторить 3 – 4 раза.

«Малыш плачет»

«Качать малыша» - вдох носом; на выдохе произносить «Уа –уа – уа!» Повторить 3 – 4 раза.

«Малыш идёт»

Медленно переваливаться с ноги на ногу – вдох; на выдохе произносить «Топ – топ – топ!» Повторить 3 – 4 раза.

Игрушки

«Вертушка»

Ноги на ширине плеч, руки опущены. Поворот направо – вдох; поворот налево, свободно размахивать руками, на выдохе произносить «Фрр!». Повторить 3 –4 раза.

«Маятник»

Сидя на полу, скрестив ноги, руки на поясе. Раскачивать туловище вправо – влево – вдох; на выдохе произносить «Тик – так!». Повторить 3 –4 раза.

«Укачиваем куклу»

Имитировать укачивание куклы (вдох); на выдохе произносить «А – а – а!»; на выдохе произносить «Бай – бай - бай!». Повторить 3 –4 раза.

«Послушный мяч»

Ноги вместе, в руках мяч. На вдохе подбрасывать мяч вверх, на выдохе поймать мяч и произнести «Оп!» Повторить 3 –4 раза.

 

«Надуй шарик» «Шарик лопнул»

Ноги вместе, руки перед грудью, как бы держать шарик. Сделать плавный вдох через нос, на выдохе под счёт до 4 произносить [Ш]. Повторить 3 –4 раза.

Спорт

«Пловцы»

Стоя, руки перед грудью, ладони повёрнуты вперёд. Вдох – вытягивать вперёд, в стороны, вниз. На выдохе произносить «Э! Э! Э!».

«Бокс»

Стоя, руки согнуты в локтях, ладони сжаты в кулак. Вдох – руки поочерёдно выбрасывать вперёд, на выдохе произносить «Да – да – да!».

«Футбол»

Играют двое. Для игры нужна вата, смятая в небольшие комочки («мяч») и «ворота» (ладони игроков). Игроки делают вдох, на выдохе стараются «забить гол» второму игроку. Дуть нужно спокойно, по очереди. Следить, чтобы щёки не надувались.

 

Птицы

 

«Птички полетели»

Для игры нужны бумажные фигурки птичек, которые ставят у самого края стола. Двое садятся каждый напротив одной из птичек. Продвигать птичку можно только на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. Щёки не надувать

«Гуси»

Ребёнок сидит, кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести «га!». Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение – вдох. На выдохе произносим «го», «гы», «гу»…

«Ворона»

Ребёнок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «кар!».

В игре можно изменять силу голоса, произносить тише – громче.

 

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Эти упражнения способствуют укреплению иммунитета, профилактике простудных заболеваний, нормализуют эмоциональное состояние у агрессивных и гиперактивных детей.

 

 

Пургина О.Л.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

“Подари малышу красивую улыбку”

Многие родители часто сталкиваются с вопросом, когда надо начинать заботиться о зубах ребенка. У одних возникает желание почистить уже первый зуб, вылезший в первое полугодие жизни крохи, другие ждут, пока малыш сам не освоит навыков ухода за зубами. И никто из них, конечно же, не прав.

С какого возраста лучше всего начать уход за зубами ребенка?

В ясельном возрасте надо научить ребенка полоскать рот. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Сначала пусть ребенок попробует удерживать воду во рту, не глотая. Пройдет немало дней, прежде чем малыш освоит тонкости этой процедуры, поэтому проявляйте терпение. Затем переходите к следующему этапу — научите его полоскать рот после еды и сладкого. После полоскания пусть снова посмотрит в зеркало и убедится, что зубы у него стали чистыми. Пройдет несколько месяцев, прежде чем он освоит процедуру как следует.

Когда малышу исполнится два года, можно начинать приучать его к зубной щетке, смоченной водой, без пасты. В первое время родители должны сами чистить зубы детям. Чтобы чистка зубов была эффективной, важен размер щетки. Для детей подойдут щетки с длиной головки около 20 мм и шириной 10 мм. Волокна должны быть нейлоновыми, мягкими, ведь у малыша эмаль зубов менее прочная, чем у взрослых, а слизистая оболочка полости рта более нежная. Менять зубную щетку следует 4 раза в течение года. На каждую пору года надо иметь новую зубную щетку («весеннюю», «летнюю», «осеннюю», «зимнюю»).

Обычно к 3 годам у ребенка прорезываются все молочные зубы. Теперь они располагаются более тесными рядами, промежутки между ними стали уже. Заметно уменьшилось и слюноотделение. Значит, пришло время ухаживать за зубами.

Детям рекомендуется стандартный метод чистки зубов. Зубной ряд условно делим на фрагменты по 2–3 зуба. Чистят зубы при несомкнутых зубных рядах, щетку располагают под углом 45° к поверхности зуба в области прикрепления десны. Начинают чистить зубы верхней челюсти слева, выполняя щеткой 10–15 подметающих движений сверху от десны вниз к краю зуба. Тщательно очистив один фрагмент, переходят к следующему. Сначала очищают наружную, потом внутреннюю сторону зубов легкими движениями щетки вправо-влево. На нижней челюсти зубы чистят в той же последовательности снизу от десны вверх. Чистка зубов заканчивается круговыми движениями щетки по вестибулярным (наружным) поверхностям с захватом зубов и десен.

Общее время чистки — до трех минут. После того как ребенок освоил технику чистки зубов, можно начинать чистить их с пастой, количество которой должно быть невелико, чтобы малыш ее не проглатывал.

Как часто ребенку чистить зубы?

Ежедневно утром и вечером. Сначала он будет делать это с помощью взрослых, а позже и сам научится легко справляться с зубной щеткой. Эта несложная процедура, которая займет всего несколько минут, обеспечит ребенка здоровой улыбкой на всю жизнь.

Важно добиться, чтобы ребенок чистил зубы изо дня в день, а не когда ему захочется. Чистить зубы нужно дважды — утром и вечером, после еды. Большинство людей чистят зубы утром натощак, а это неправильно: перед завтраком достаточно хорошо прополоскать рот, а вот после еды чистить зубы нужно обязательно. В противном случае остатки пищи остаются надолго во рту и неблагоприятно влияют на зубы.

Когда начинать чистить зубы пастой и ее выбрать?

Чтобы наградить ребенка здоровой улыбкой с белыми и крепкими зубами, нужно очень тщательно за ними следить. Слишком рано паста крохе не нужна, поскольку он не ест большое количество разрушающих зубную эмаль продуктов, как взрослый человек.

Начиная с двух лет, зубы уже можно чистить пастой, предназначенной для детей. Именно она, разработанная для нежной детской эмали, щадяще снимет налет и остатки пищи с детских зубов. В такой пасте сведены к минимуму вредные для желудочно-кишечного тракта вещества, поскольку ребенок сразу будет глотать пасту, а не выплевывать. В детской пасте не содержится сахара, который разрушает эмаль на зубах. К тому же многие пасты производятся с различными фруктовыми вкусами. Этот момент наиболее приятен малышам, и они с удовольствием чистят зубы пастой с любимым ароматом.

Зубные пасты в зависимости от их состава разделяют на гигиенические и лечебно-профилактические.

Гигиенические зубные пасты оказывают только очищающее и освежающее действие, наиболее распространены из них «Детская», «Буратино», «Ну, погоди!», «Ягодка», «Апельсиновая», «Мятная».

Лечебно-профилактические зубные пасты включают активные добавки, обладающие лечебными и профилактическими свойствами. Для профилактики кариеса используются фторсодержащие зубные пасты — «Чебурашка», «Фтородент», импортные — «Signal», «Colgate», «Blend-a-med», «Aquafresh».

Нужно помнить, что зубная паста имеет определенный срок хранения — около года.

Не рекомендуется постоянно чистить зубы одной пастой, периодически их следует менять.

Нужно ли лечить молочные зубы? Единственно верный ответ - нужно! Почему? Потому что:

Детский организм имеет слишком повышенную всасываемость совершенно любых токсинов и микробов, а кариозный зуб - это очаг инфекции, которая может в любой момент попасть внутрь ребенка и спровоцировать интоксикацию всего его организма. Эта, попавшая в детский организм инфекция, может стать причиной развития хронических заболеваний горла, а также внутренних органов: почек, печени и сердца.

Разрушение молочного зуба или полная его утрата ведет к тому, что у ребенка нарушается процесс пережевывания пищи, а это серьезная опасность развития заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Рано или поздно кариозный зуб разрушается, а порой и выпадает раньше срока. Ранняя потеря зуба чревата тем, что соседние зубы начинают смещаться и не дают места коренному зубу, который должен был вырасти на месте испорченного молочного. Отсюда такие проблемы, как: искривление зубов, чрезмерная их скученность или образование щербин.

Инфекция, находящаяся в испорченном молочном зубе, негативно сказывается на постоянный зуб, который формируется под молочным.

Частично разрушенные молочные зубы влияют и на неправильное формирование дикции и развитие у ребенка дефектов речи.

Ну и, конечно, неприглядный внешний вид - тоже неприятное последствие кариеса, которое значительно снижает качество жизни.

Если речь идет о выборе между лечением и удалением молочного зуба, необходимо сделать выбор в пользу первого в силу перечисленных выше причин - развитие неправильного прикуса, неправильной речи, возможности возникновения проблем с пережевыванием пищи и образования косметических дефектов из-за преждевременной потери зуба.

Опасным периодом считается и возраст с 5-6 до 12-13 лет. Именно в это время у детей усиленно происходит смена зубов. Неправильный и некачественный уход и плохое состояние зубо-челюстной системы могут спровоцировать развитие проблем не только с прикусом ребенка, но и в целом с его психологическим состоянием и физическим здоровьем.

Именно поэтому важно правильно ухаживать за ротовой полостью ребенка, вовремя получать консультацию стоматолога и ортодонта и при необходимости лечить его молочные зубы.

Как сохранить детям здоровые зубы?

Не давайте им много сладостей и мучных изделий. Лучше вообще как можно дольше оставить их в неведении о существовании конфет и пирожных.

Научите их энергично и много жевать, есть побольше фруктов и овощей.

Пусть они стараются пить медленно, особенно молоко и чай, задерживая жидкость во рту 1–2 минуты.

После еды, особенно после сладкого, нужно хорошо полоскать рот водой.

Дважды в день после еды — утром и вечером — необходимо очистить зубы фторсодержащими пастами.

Употребляйте фторированную пищевую соль.

Посещайте с ребенком стоматолога 2–3 раза в год.

Жевание не содержащей сахара резинки после еды в течение 15–20 минут стимулирует скорость слюноотделения, помогает нейтрализовать кислоты зубного налета, способствует проникновению слюны в труднодоступные межзубные промежутки, помогает удалить остатки пищи.

Качественная гигиена полости рта, правильный рацион питания, профилактика раннего кариеса и своевременное лечение зубов - меры, которые значительно уменьшают все возможные риски возникновения проблем в будущем. Поэтому вопроса, нужно ли лечить молочные зубы, у родителей возникать не должно. Ведь здоровье молочных зубов - основа крепких коренных зубов, красивая улыбка, правильный прикус, красивая речь, а также уверенность в себе и успешность в будущем.

Обладая красивой улыбкой с детства, любой человек будет чаще улыбаться, а значит и жизнь его будет больше радовать хорошими сюрпризами.

Пургина О.Л.

______________________________________________________________________________________________________________________

 

     “ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ” 

К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки - это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Вам могут помочь несколько наших советов:

 Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите ребенку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас звук, например [C]: санки, весы, автобус; [З]: заяц, коза; [Ц]: цыпленок, огурец, курица; [Ш]: шапка, мышки, камыши; [Ж]: жираф, лыжи; [Щ]: щетка, ящерица, плащ; [Ч]: чайник, туча, мяч; [Л]: лопата, пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.

С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого» звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.

 Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают ее перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать работу своих органов артикуляции, но и увидеть – это положительно скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте 10 раз, но следите, чтобы ребенок не переутомлялся, занимался с желанием.


Упражнения можно найти в любой книге по логопедии. Вот некоторые из них.

«Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то улыбаются, как лягушка.
«Лопатка – иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.

«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. Рот широко открыт.
«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной скоростью.
«Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней части неба).

Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов. Лучше всего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык и какие «сделать» губы.

К, г, х: язык «комочком» поднимать к задней части неба, кончик языка опущен, губы приоткрыты; 
с, з: язык «желобком» внизу рта, губы улыбаются, воздух идет посредине языка по желобку; 
ц: звук складывается из быстрого произношения двух звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языка упирается в «бугорки» за верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с]; 
ш, ж: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилась водичка»), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед «рупором»; 
л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит твердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по бокам языка; 
р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи воздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твердые, напряженные.

Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры: мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде «кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя карандашами. Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (не раздуваются).


Р – самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу, а дрожит его корень или увуля – маленький язычок. Исправить это трудно, но можно. Попробуйте упражнения: 
1) ударять кончиком языка по альвеолам, произнося «д-д-д...» (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»; 
2) мелкие бумажки класть на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом; 
3) произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка.

То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Вот у вашего ребенка получился новый звук!

 На следующем занятии (а заниматься нужно 15–20 минут ежедневно) закрепляйте звуки в слогах, например ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ или ТРА-ТРО, ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР. Когда это станет легко, начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками.

 Теперь следите, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободной речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Наберитесь терпения.

Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе над следующим.

 Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и «ж», или «с» и «ш», или «ч» и «щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опасно для будущего письма. Могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причем не только эти буквы ребенок будет путать, но и другие парные согласные (б – п, д – т, д –дь, т – ть), так как при таком нарушении бывают задеты не только смешиваемые в речи звуки, но и звуко-буквенная система в целом. Чтобы будущих ошибок избежать, нужно рассмотреть с ребенком, в чем разница в положении органов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с закрытыми глазами их звучание, сравнить, подумать вместе с ребенком, что слышите в звуке – писк комара или жужжание жука.


Затем – такая игра: вы называете ребенку слоги со смешиваемыми звуками, а он определяет, какой звук в этом слоге. Затем – то же со словами. А затем подберите и научите верно проговаривать чистоговорки типа «Сушки на столе, шишки на сосне» или:

Чики-чики-чикалочки,
Медведь едет на палочке!
Белка на тележке
Щелкает орешки.

Или стихотворение А.Барто «Мы не заметили жука».

Не забывайте ежедневно читать ребенку книги. Даже малые зернышки развития, попавшие в душу, обязательно прорастут. Таков дошкольный возраст – самый восприимчивый.

Что еще, кроме правильного звукопроизношения, должно быть в речи шестилетнего ребенка? Он не только обобщает одним словом «овощи» – капусту, картофель, свеклу, – но и самостоятельно перечисляет то, что относится, скажем, к фруктам. При перечислении «самолеты, машины, поезда, трактора» он выделяет самолет и объясняет: «Он летает, у него крылья»; шестилетний уже способен объяснить различия между, скажем, тем же самолетом и птицей: «Она живая, а он – железный, у него мотор» (выделению самого существенного надо неутомимо учить). В книге, картинке, фильме ребенок выделяет главное, способен пересказать содержание, понимает, кто герой произведения, кто действует правильно и почему, осуждает отрицательных персонажей.

Ребенок в этом возрасте сочиняет сказки, рассказы, понимает вымысел, фантазию и отличает их не только от реальности, но и от лжи, которую осуждает. Он способен выступить перед взрослыми со стихотворением, читая его выразительно, передавая настроение. Он изучает алфавит, составляет слоги и запоминает написание нескольких слов, выделяя их в тексте; печатными буквами пишет некоторые слова из трех-четырех букв и свое имя – разумеется, допуская при этом чудовищные ошибки; понимает сюжетную связь трех картинок, составляет по ним рассказ, сказку.

Если ваш дошкольник чего-то еще не достиг, помогите ему терпеливо и радостно. И ваши труды будут вознаграждены сторицей. В этом поможет и восприимчивый возраст вашего ребенка.

Пургина О.Л.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА»

Звуковой анализ - это определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный - согласный, твердый - мягкий).

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Чтобы развить это восприятие, родителям следует играть с ребенком в следующие игры.

Игра 1. «Повтори за мной».

Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребенок повторяет (мммыло, машшшина, доммм). Необходимо, чтобы ребенок научился выделять звук при произнесении слова.

Игра 2. «Найди место звука в слове».

Чтобы ребенку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите ее на 3 части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую Вы будете передвигать вместе с ребенком по дорожке. Определитесь, место какого звука, и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (сссанки, подноссс). Если звук слышится вначале слова, то фишка остается в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.

Игра 3. «Назови первый звук в слове».

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет первый звук в слове и бросает мяч взрослому.

Игра 4. «Назови слово на заданный звук».

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.

И вот первый этап обучения пройден: ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова на заданный звук, определяет место звука в слове.

Но это еще не значит, что ребенок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слова - это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.

Что это значит? Если Вы спрашиваете ребенка, из каких звуков состоит слово кот, а он отвечает вам: «В слове кот есть звук [о], звук [к] и звук [т]», это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет еще провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ - основа грамотного письма.

Новый этап обучения - новые задачи.

Для того чтобы ребенок мог провести звуковой анализ слова, необходимо представить его в виде схемы.

Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове дом три звука - нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом - схема этого слова: малыш наш уже знает, что слова состоят из звуков.

Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?» — «Три». — «А сколько звуков в слове?» - «Тоже три». - «Давай будем эти звуки искать. Скажи мне слово дом так, чтобы я услышала в нем первый звук». Это наш ребенок уже умеет — научился на первом этапе обучения. «Д-дом», - старательно произносит малыш. - «Какой первый звук?» - «Звук [д]». - «Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой. Это будет какой звук?» -

«Звук [д]».

В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из нее белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зеленые - они еще понадобятся.

Итак, перед ребенком схема звукового состава слова дом. Первая клеточка уже закрыта; найден первый звук в слове. Можно двигаться дальше. «Давай теперь произнесем слово дом так, чтобы услышать в нем второй звук, первый звук [д] - мы уже знаем». Помогите ребенку для первого раза, произнесите вместе с ним: «До-о-ом».

Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем, а лучше специальной палочкой-указкой по схеме и надолго остановить указку на второй клеточке. Указка стоит на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете: «До-о-ом».

- «Какой же второй звук в этом слове?» - «[о]!» - «Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой!» Ребенок берет точно такую же, как первая, фишку и ставит ее на вторую клеточку.

«Видишь, - продолжаете вы, - мы уже знаем два звука в слове дом. Давай найдем последний звук в этом слове. Скажи мне слово дом так, чтобы я услышала в нем последний звук».

И снова вы ведете указкой по уже почти заполненной схеме слова и произносите: «Дом-м-м». «Какой последний звук в слове дом-м-м?» — «Звук [м]», - отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью, фишку. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок произносил слово в строгом соответствии с движением указки, иначе он будет «терять» звуки.

Вот и проведен впервые звуковой анализ слова. Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру «Кто внимательный?». «А теперь, - говорите вы, - я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, звук [д]».

Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове.

Чтобы помочь ребенку сделать звуковой анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том, какие звуки гласные, а какие — согласные.

Гласные звуки - это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своем пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. При произнесении этих звуков струя воздуха не встречает никакой преграды. Эти звуки можно пропеть свободно. Пропойте их вместе с ребенком: [а], [о], [у], [ы], [э], [йу], [иа], [иэ], [йо]. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Согласные звуки — звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, язык и небо. Произнесите эти звуки вместе с ребенком: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Мягкие звуки мы обозначаем зеленым цветом, а твердые согласные - синим.

Чтобы ребенку было интересно, используйте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребенок может составлять не только при помощи карточек, но и при помощи мелких пуговиц, прищепок, карандашей, кубиков, пирамидок, игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев.

Выберите понравившиеся Вам предметы и сделайте с ребенком звуковой анализ слова по следующему плану: МАК

• Мммак - скажи, как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его под картинкой.

• Мааак - скажи, как я. Какой звук ты слышишь после [м]? Какой это звук? Возьми жетон, который обозначает гласный звук, и положи его после [м].

• Маккк (подчеркнуто артикулируется звук [к]) - какой последний звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его после звука [а].

• Назови все звуки в слове мак по порядку.

• Где находится звук [а]: в начале, в конце или в середине слова?

• Какой первый звук в слове мак? А какой в этом слове последний звук?

• Назови гласный звук в слове.

• Назови согласные звуки в слове.

• Сколько всего звуков в слове мак?

При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь Вы можете предложить ребенку зарисовать ее в тетради в клетку или на листе бумаги и еще раз предложить ребенку произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.

Чтобы развивать синтез мышления, играйте с ребенком в игру «Угадай слово». Взрослый называет отдельные звуки, а ребенок отгадывает слово ([р], [а], [к] -рак).

Помните, в ваших силах помочь ребенку преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребенку успешно учиться в школе!

Пургина О.Л.