Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями
СЕВЕРОДВИНСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

"Ручеёк"
Главная
  1. / Консультации
  2. / Психолого-педагогическая реабилитация
  3. / Логопед
Логопед

“Подари малышу красивую улыбку”

Многие родители часто сталкиваются с вопросом, когда надо начинать заботиться о зубах ребенка. У одних возникает желание почистить уже первый зуб, вылезший в первое полугодие жизни крохи, другие ждут, пока малыш сам не освоит навыков ухода за зубами. И никто из них, конечно же, не прав.

С какого возраста лучше всего начать уход за зубами ребенка?

В ясельном возрасте надо научить ребенка полоскать рот. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Сначала пусть ребенок попробует удерживать воду во рту, не глотая. Пройдет немало дней, прежде чем малыш освоит тонкости этой процедуры, поэтому проявляйте терпение. Затем переходите к следующему этапу — научите его полоскать рот после еды и сладкого. После полоскания пусть снова посмотрит в зеркало и убедится, что зубы у него стали чистыми. Пройдет несколько месяцев, прежде чем он освоит процедуру как следует.

Когда малышу исполнится два года, можно начинать приучать его к зубной щетке, смоченной водой, без пасты. В первое время родители должны сами чистить зубы детям. Чтобы чистка зубов была эффективной, важен размер щетки. Для детей подойдут щетки с длиной головки около 20 мм и шириной 10 мм. Волокна должны быть нейлоновыми, мягкими, ведь у малыша эмаль зубов менее прочная, чем у взрослых, а слизистая оболочка полости рта более нежная. Менять зубную щетку следует 4 раза в течение года. На каждую пору года надо иметь новую зубную щетку («весеннюю», «летнюю», «осеннюю», «зимнюю»).

Обычно к 3 годам у ребенка прорезываются все молочные зубы. Теперь они располагаются более тесными рядами, промежутки между ними стали уже. Заметно уменьшилось и слюноотделение. Значит, пришло время ухаживать за зубами.

Детям рекомендуется стандартный метод чистки зубов. Зубной ряд условно делим на фрагменты по 2–3 зуба. Чистят зубы при несомкнутых зубных рядах, щетку располагают под углом 45° к поверхности зуба в области прикрепления десны. Начинают чистить зубы верхней челюсти слева, выполняя щеткой 10–15 подметающих движений сверху от десны вниз к краю зуба. Тщательно очистив один фрагмент, переходят к следующему. Сначала очищают наружную, потом внутреннюю сторону зубов легкими движениями щетки вправо-влево. На нижней челюсти зубы чистят в той же последовательности снизу от десны вверх. Чистка зубов заканчивается круговыми движениями щетки по вестибулярным (наружным) поверхностям с захватом зубов и десен.

Общее время чистки — до трех минут. После того как ребенок освоил технику чистки зубов, можно начинать чистить их с пастой, количество которой должно быть невелико, чтобы малыш ее не проглатывал.

Как часто ребенку чистить зубы?

Ежедневно утром и вечером. Сначала он будет делать это с помощью взрослых, а позже и сам научится легко справляться с зубной щеткой. Эта несложная процедура, которая займет всего несколько минут, обеспечит ребенка здоровой улыбкой на всю жизнь.

Важно добиться, чтобы ребенок чистил зубы изо дня в день, а не когда ему захочется. Чистить зубы нужно дважды — утром и вечером, после еды. Большинство людей чистят зубы утром натощак, а это неправильно: перед завтраком достаточно хорошо прополоскать рот, а вот после еды чистить зубы нужно обязательно. В противном случае остатки пищи остаются надолго во рту и неблагоприятно влияют на зубы.

Когда начинать чистить зубы пастой и ее выбрать?

Чтобы наградить ребенка здоровой улыбкой с белыми и крепкими зубами, нужно очень тщательно за ними следить. Слишком рано паста крохе не нужна, поскольку он не ест большое количество разрушающих зубную эмаль продуктов, как взрослый человек.

Начиная с двух лет, зубы уже можно чистить пастой, предназначенной для детей. Именно она, разработанная для нежной детской эмали, щадяще снимет налет и остатки пищи с детских зубов. В такой пасте сведены к минимуму вредные для желудочно-кишечного тракта вещества, поскольку ребенок сразу будет глотать пасту, а не выплевывать. В детской пасте не содержится сахара, который разрушает эмаль на зубах. К тому же многие пасты производятся с различными фруктовыми вкусами. Этот момент наиболее приятен малышам, и они с удовольствием чистят зубы пастой с любимым ароматом.

Зубные пасты в зависимости от их состава разделяют на гигиенические и лечебно-профилактические.

Гигиенические зубные пасты оказывают только очищающее и освежающее действие, наиболее распространены из них «Детская», «Буратино», «Ну, погоди!», «Ягодка», «Апельсиновая», «Мятная».

Лечебно-профилактические зубные пасты включают активные добавки, обладающие лечебными и профилактическими свойствами. Для профилактики кариеса используются фторсодержащие зубные пасты — «Чебурашка», «Фтородент», импортные — «Signal», «Colgate», «Blend-a-med», «Aquafresh».

Нужно помнить, что зубная паста имеет определенный срок хранения — около года.

Не рекомендуется постоянно чистить зубы одной пастой, периодически их следует менять.

Нужно ли лечить молочные зубы? Единственно верный ответ - нужно! Почему? Потому что:

Детский организм имеет слишком повышенную всасываемость совершенно любых токсинов и микробов, а кариозный зуб - это очаг инфекции, которая может в любой момент попасть внутрь ребенка и спровоцировать интоксикацию всего его организма. Эта, попавшая в детский организм инфекция, может стать причиной развития хронических заболеваний горла, а также внутренних органов: почек, печени и сердца.

Разрушение молочного зуба или полная его утрата ведет к тому, что у ребенка нарушается процесс пережевывания пищи, а это серьезная опасность развития заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Рано или поздно кариозный зуб разрушается, а порой и выпадает раньше срока. Ранняя потеря зуба чревата тем, что соседние зубы начинают смещаться и не дают места коренному зубу, который должен был вырасти на месте испорченного молочного. Отсюда такие проблемы, как: искривление зубов, чрезмерная их скученность или образование щербин.

Инфекция, находящаяся в испорченном молочном зубе, негативно сказывается на постоянный зуб, который формируется под молочным.

Частично разрушенные молочные зубы влияют и на неправильное формирование дикции и развитие у ребенка дефектов речи.

Ну и, конечно, неприглядный внешний вид - тоже неприятное последствие кариеса, которое значительно снижает качество жизни.

Если речь идет о выборе между лечением и удалением молочного зуба, необходимо сделать выбор в пользу первого в силу перечисленных выше причин - развитие неправильного прикуса, неправильной речи, возможности возникновения проблем с пережевыванием пищи и образования косметических дефектов из-за преждевременной потери зуба.

Опасным периодом считается и возраст с 5-6 до 12-13 лет. Именно в это время у детей усиленно происходит смена зубов. Неправильный и некачественный уход и плохое состояние зубо-челюстной системы могут спровоцировать развитие проблем не только с прикусом ребенка, но и в целом с его психологическим состоянием и физическим здоровьем.

Именно поэтому важно правильно ухаживать за ротовой полостью ребенка, вовремя получать консультацию стоматолога и ортодонта и при необходимости лечить его молочные зубы.

Как сохранить детям здоровые зубы?

Не давайте им много сладостей и мучных изделий. Лучше вообще как можно дольше оставить их в неведении о существовании конфет и пирожных.

Научите их энергично и много жевать, есть побольше фруктов и овощей.

Пусть они стараются пить медленно, особенно молоко и чай, задерживая жидкость во рту 1–2 минуты.

После еды, особенно после сладкого, нужно хорошо полоскать рот водой.

Дважды в день после еды — утром и вечером — необходимо очистить зубы фторсодержащими пастами.

Употребляйте фторированную пищевую соль.

Посещайте с ребенком стоматолога 2–3 раза в год.

Жевание не содержащей сахара резинки после еды в течение 15–20 минут стимулирует скорость слюноотделения, помогает нейтрализовать кислоты зубного налета, способствует проникновению слюны в труднодоступные межзубные промежутки, помогает удалить остатки пищи.

Качественная гигиена полости рта, правильный рацион питания, профилактика раннего кариеса и своевременное лечение зубов - меры, которые значительно уменьшают все возможные риски возникновения проблем в будущем. Поэтому вопроса, нужно ли лечить молочные зубы, у родителей возникать не должно. Ведь здоровье молочных зубов - основа крепких коренных зубов, красивая улыбка, правильный прикус, красивая речь, а также уверенность в себе и успешность в будущем.

Обладая красивой улыбкой с детства, любой человек будет чаще улыбаться, а значит и жизнь его будет больше радовать хорошими сюрпризами.

Пургина О.Л.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

     “ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ” 

К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки - это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. Вам могут помочь несколько наших советов:

 Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите ребенку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас звук, например [C]: санки, весы, автобус; [З]: заяц, коза; [Ц]: цыпленок, огурец, курица; [Ш]: шапка, мышки, камыши; [Ж]: жираф, лыжи; [Щ]: щетка, ящерица, плащ; [Ч]: чайник, туча, мяч; [Л]: лопата, пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.

С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого» звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.

 Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают ее перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать работу своих органов артикуляции, но и увидеть – это положительно скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте 10 раз, но следите, чтобы ребенок не переутомлялся, занимался с желанием.


Упражнения можно найти в любой книге по логопедии. Вот некоторые из них.

«Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то улыбаются, как лягушка.
«Лопатка – иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.

«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. Рот широко открыт.
«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной скоростью.
«Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней части неба).

Сначала нужно добиться произношения одного звука, а не целых слов. Лучше всего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык и какие «сделать» губы.

К, г, х: язык «комочком» поднимать к задней части неба, кончик языка опущен, губы приоткрыты; 
с, з: язык «желобком» внизу рта, губы улыбаются, воздух идет посредине языка по желобку; 
ц: звук складывается из быстрого произношения двух звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языка упирается в «бугорки» за верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с]; 
ш, ж: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилась водичка»), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед «рупором»; 
л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит твердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по бокам языка; 
р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи воздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твердые, напряженные.

Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры: мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде «кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя карандашами. Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (не раздуваются).


Р – самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу, а дрожит его корень или увуля – маленький язычок. Исправить это трудно, но можно. Попробуйте упражнения: 
1) ударять кончиком языка по альвеолам, произнося «д-д-д...» (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»; 
2) мелкие бумажки класть на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом; 
3) произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка.

То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Вот у вашего ребенка получился новый звук!

 На следующем занятии (а заниматься нужно 15–20 минут ежедневно) закрепляйте звуки в слогах, например ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ или ТРА-ТРО, ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР. Когда это станет легко, начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками.

 Теперь следите, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободной речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Наберитесь терпения.

Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе над следующим.

 Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и «ж», или «с» и «ш», или «ч» и «щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опасно для будущего письма. Могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причем не только эти буквы ребенок будет путать, но и другие парные согласные (б – п, д – т, д –дь, т – ть), так как при таком нарушении бывают задеты не только смешиваемые в речи звуки, но и звуко-буквенная система в целом. Чтобы будущих ошибок избежать, нужно рассмотреть с ребенком, в чем разница в положении органов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с закрытыми глазами их звучание, сравнить, подумать вместе с ребенком, что слышите в звуке – писк комара или жужжание жука.


Затем – такая игра: вы называете ребенку слоги со смешиваемыми звуками, а он определяет, какой звук в этом слоге. Затем – то же со словами. А затем подберите и научите верно проговаривать чистоговорки типа «Сушки на столе, шишки на сосне» или:

Чики-чики-чикалочки,
Медведь едет на палочке!
Белка на тележке
Щелкает орешки.

Или стихотворение А.Барто «Мы не заметили жука».

Не забывайте ежедневно читать ребенку книги. Даже малые зернышки развития, попавшие в душу, обязательно прорастут. Таков дошкольный возраст – самый восприимчивый.

Что еще, кроме правильного звукопроизношения, должно быть в речи шестилетнего ребенка? Он не только обобщает одним словом «овощи» – капусту, картофель, свеклу, – но и самостоятельно перечисляет то, что относится, скажем, к фруктам. При перечислении «самолеты, машины, поезда, трактора» он выделяет самолет и объясняет: «Он летает, у него крылья»; шестилетний уже способен объяснить различия между, скажем, тем же самолетом и птицей: «Она живая, а он – железный, у него мотор» (выделению самого существенного надо неутомимо учить). В книге, картинке, фильме ребенок выделяет главное, способен пересказать содержание, понимает, кто герой произведения, кто действует правильно и почему, осуждает отрицательных персонажей.

Ребенок в этом возрасте сочиняет сказки, рассказы, понимает вымысел, фантазию и отличает их не только от реальности, но и от лжи, которую осуждает. Он способен выступить перед взрослыми со стихотворением, читая его выразительно, передавая настроение. Он изучает алфавит, составляет слоги и запоминает написание нескольких слов, выделяя их в тексте; печатными буквами пишет некоторые слова из трех-четырех букв и свое имя – разумеется, допуская при этом чудовищные ошибки; понимает сюжетную связь трех картинок, составляет по ним рассказ, сказку.

Если ваш дошкольник чего-то еще не достиг, помогите ему терпеливо и радостно. И ваши труды будут вознаграждены сторицей. В этом поможет и восприимчивый возраст вашего ребенка.

Пургина О.Л.

__________________________________________________________________________________________________________________________________

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА»

Звуковой анализ - это определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный - согласный, твердый - мягкий).

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Чтобы развить это восприятие, родителям следует играть с ребенком в следующие игры.

Игра 1. «Повтори за мной».

Взрослый произносит слово, выделяя один звук, а ребенок повторяет (мммыло, машшшина, доммм). Необходимо, чтобы ребенок научился выделять звук при произнесении слова.

Игра 2. «Найди место звука в слове».

Чтобы ребенку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите ее на 3 части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую Вы будете передвигать вместе с ребенком по дорожке. Определитесь, место какого звука, и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (сссанки, подноссс). Если звук слышится вначале слова, то фишка остается в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.

Игра 3. «Назови первый звук в слове».

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет первый звук в слове и бросает мяч взрослому.

Игра 4. «Назови слово на заданный звук».

Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребенку мяч. Ребенок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.

И вот первый этап обучения пройден: ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова на заданный звук, определяет место звука в слове.

Но это еще не значит, что ребенок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слова - это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.

Что это значит? Если Вы спрашиваете ребенка, из каких звуков состоит слово кот, а он отвечает вам: «В слове кот есть звук [о], звук [к] и звук [т]», это значит, что он хорошо слышит в слове отдельные звуки, но не умеет еще провести его звуковой анализ. А ведь звуковой анализ - основа грамотного письма.

Новый этап обучения - новые задачи.

Для того чтобы ребенок мог провести звуковой анализ слова, необходимо представить его в виде схемы.

Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове дом три звука - нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован дом, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под домом - схема этого слова: малыш наш уже знает, что слова состоят из звуков.

Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?» — «Три». — «А сколько звуков в слове?» - «Тоже три». - «Давай будем эти звуки искать. Скажи мне слово дом так, чтобы я услышала в нем первый звук». Это наш ребенок уже умеет — научился на первом этапе обучения. «Д-дом», - старательно произносит малыш. - «Какой первый звук?» - «Звук [д]». - «Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой. Это будет какой звук?» -

«Звук [д]».

В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона квадратики или возьмите старую мозаику и выберите из нее белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зеленые - они еще понадобятся.

Итак, перед ребенком схема звукового состава слова дом. Первая клеточка уже закрыта; найден первый звук в слове. Можно двигаться дальше. «Давай теперь произнесем слово дом так, чтобы услышать в нем второй звук, первый звук [д] - мы уже знаем». Помогите ребенку для первого раза, произнесите вместе с ним: «До-о-ом».

Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем, а лучше специальной палочкой-указкой по схеме и надолго остановить указку на второй клеточке. Указка стоит на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете: «До-о-ом».

- «Какой же второй звук в этом слове?» - «[о]!» - «Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой!» Ребенок берет точно такую же, как первая, фишку и ставит ее на вторую клеточку.

«Видишь, - продолжаете вы, - мы уже знаем два звука в слове дом. Давай найдем последний звук в этом слове. Скажи мне слово дом так, чтобы я услышала в нем последний звук».

И снова вы ведете указкой по уже почти заполненной схеме слова и произносите: «Дом-м-м». «Какой последний звук в слове дом-м-м?» — «Звук [м]», - отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью, фишку. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок произносил слово в строгом соответствии с движением указки, иначе он будет «терять» звуки.

Вот и проведен впервые звуковой анализ слова. Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру «Кто внимательный?». «А теперь, - говорите вы, - я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, звук [д]».

Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове.

Чтобы помочь ребенку сделать звуковой анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том, какие звуки гласные, а какие — согласные.

Гласные звуки - это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своем пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. При произнесении этих звуков струя воздуха не встречает никакой преграды. Эти звуки можно пропеть свободно. Пропойте их вместе с ребенком: [а], [о], [у], [ы], [э], [йу], [иа], [иэ], [йо]. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Согласные звуки — звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, язык и небо. Произнесите эти звуки вместе с ребенком: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Мягкие звуки мы обозначаем зеленым цветом, а твердые согласные - синим.

Чтобы ребенку было интересно, используйте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребенок может составлять не только при помощи карточек, но и при помощи мелких пуговиц, прищепок, карандашей, кубиков, пирамидок, игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев.

Выберите понравившиеся Вам предметы и сделайте с ребенком звуковой анализ слова по следующему плану: МАК

• Мммак - скажи, как я. Какой первый звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его под картинкой.

• Мааак - скажи, как я. Какой звук ты слышишь после [м]? Какой это звук? Возьми жетон, который обозначает гласный звук, и положи его после [м].

• Маккк (подчеркнуто артикулируется звук [к]) - какой последний звук в этом слове? Он гласный или согласный? Возьми жетон, который обозначает согласный звук, и положи его после звука [а].

• Назови все звуки в слове мак по порядку.

• Где находится звук [а]: в начале, в конце или в середине слова?

• Какой первый звук в слове мак? А какой в этом слове последний звук?

• Назови гласный звук в слове.

• Назови согласные звуки в слове.

• Сколько всего звуков в слове мак?

При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь Вы можете предложить ребенку зарисовать ее в тетради в клетку или на листе бумаги и еще раз предложить ребенку произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.

Чтобы развивать синтез мышления, играйте с ребенком в игру «Угадай слово». Взрослый называет отдельные звуки, а ребенок отгадывает слово ([р], [а], [к] -рак).

Помните, в ваших силах помочь ребенку преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребенку успешно учиться в школе!

Пургина О.Л.