Волшебная линия (рекомендации для родителей)
Почему необходимо учить ребёнка рисованию?
Рисование способствует развитию пространственного и образного мышления, воображения, мелкой моторики, координации «рука-глаз», формированию захвата руки.
Кроме того, рисование способствует развитию эмоционального состояния ребёнка, вызывая радость, удовольствие, восторг, восхищение. В свою очередь, настроение создаёт настрой на активность, тонизирует ребёнка.
В домашних условиях ребёнок может рисовать когда угодно, где угодно: на кровати, за столом, сидя на диване, подложив под лист что-нибудь плотное.
Как развивать в ребёнке потребность в рисовании?
Предлагайте ребёнку листы бумаги разного размера, формы, разной плотности, бумага может быть тонированной, но приглушённого цвета (пастельного).
Предложите ребёнку нарисовать каракули. Рисование каракуль – это хаотичное, неосознанное рисование. Ребёнок учится правильно держать карандаш. Взрослый задаёт ритм: карандаш бежит по поверхности быстро, медленно, вправо, влево, вверх, вниз.
Регулируйте нажим на карандаш: сильнее, слабее. Ребёнок должен уловить разницу. Просите его проговаривать вслух то, что он рисует. Фантазируйте вместе с ребёнком: рассмотрите, что получилось, дорисуйте детали…
Нарисовав каракули, предложите ребёнку заштриховать пустоты разными цветами (используйте карандаши или фломастеры). Обязательно обратите ребёнка на штриховку: вертикально, горизонтально, выходит ли штриховка за контур каракулей.
Усложняйте работу с каракулями: в пустотах можно «увидеть» формы рыбки, машинки и т.п. Закрасьте их одним цветом.
Любые каракули состоят из линий (волнистая, прямая, прерывистая, зиг-заг, спираль, завиток). Название этих линий можно легко выучить: начните рисовать линии пальчиком в воздухе и проговаривать вслух их названия.
Нарисуйте «волну» сначала пальчиком, затем – рукой (правой, левой). Ритмичные движения помогут снять напряжение, создадут настроение для занятия, ребёнок хорошо будет ориентироваться в пространстве.
После таких рисований в воздухе нарисуйте эти линии на листе бумаги карандашом или фломастером.
Усложняйте задание: предложите ребёнку нарисовать геометрические фигуры или иные несложные фигуры, не отрывая руки с карандашом от листа бумаги.
А теперь дайте волю фантазии! На примере наскальных рисунков, схематично изображая животных, людей, предметы, придумайте и нарисуйте «зашифрованный рассказ». Прочитайте его вместе с ребёнком.
Выполняя такое задание, у ребёнка активно развивается мышление, речь и другие психологические процессы.
Корректируйте рисунок и рассказ ребёнка, помогайте правильно строить предложения. Когда ребёнок усвоит эту технику, вы сможете обмениваться друг с другом смешными рисунками-рассказами.
Варианты заданий детям.
Предложите ребёнку обвести готовые точечные рисунки. Затем дайте возможность ему самому создать такие рисунки.
Нарисуйте и вырежьте ребёнку несколько разных трафаретов из плотного картона. Пусть он обводит их. Помогите ему составить разнообразные композиции.
«Фроттаж» - штриховка поверхности листа, под который подложен рельефный плоский предмет или заготовленный силуэт (вспомните, наверняка, вы в детстве «проявляли» монетку).
И помните, нет границ у творчества!
Яркова И.Г.,
педагог-организатор творческого направления