Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями
СЕВЕРОДВИНСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

"Ручеёк"
Главная
  1. / Консультации
  2. / Педагог-психолог
Педагог-психолог

Адаптация мамы к детскому саду

Как часто и много говорят об адаптации детей к детскому саду, и совершенно не обращают внимания на состояние мамы. Но ведь и ей тоже сложно привыкнуть к тому, что ее малыш, ее родная крошка теперь не всегда будет рядом, а целый день проведет с чужой женщиной… И еще не известно, как там о нем позаботятся. Круговорот страшных мыслей и жутких картинок проносится в голове измученной мамы, трясущимися руками она одевает своему малышу шапку и ведет на закланье… для тех, кому знакома эта ситуация, наша статья посвящается.

Начнем с того, что если Вы отдаете ребенка в сад, значит, выбора у Вас нет – надо выходить на работу. Поэтому ближайшие пять лет Ваш малыш будет проводить в стенах детского сада большую часть времени, и Ваша главная задача – помочь своему ребенку. Создать у него такой настрой, такую установку, что в садике ему будет хорошо и интересно. Поэтому все свои сомнения отметаем прочь (ведь выбора все равно нет), и начинаем мыслить позитивно.

Начните с мысли о том, что к 3 годам у ребенка начинает преобладать потребность в общении, и где, как не в садике ее можно полностью удовлетворить: тут тебе и мальчики, и девочки, и взрослые, и со всеми можно поговорить. С 3-х лет детям становится интересно играть друг с другом – начинает развиваться сюжетно-ролевая игра, и опять же – в садике можно наиграться от души: и с игрушками, и на улице, и просто побаловаться с ребятами. Здесь есть один важный аспект – дети должны иметь базовые навыки и опыт общения: если ребенок разговаривает только с родственниками, а на других детей смотрит издалека, в саду ему придется трудно. Поэтому давайте Вашему крохе возможность общаться со сверстниками. Он стесняется подойти – покажите ему пример – подойдите и познакомьтесь первая. Здоровайтесь с соседями, общайтесь с мамочками на прогулках – дети ведь копируют наше поведение.

Конечно, первое время ребенку придется трудно – все вокруг новое, неизвестное. Плакать утром перед походом в садик в течение первых двух недель – это нормально. Всем нам нужно время, что бы привыкнуть к новой ситуации. И пусть материнское сердце сжимается от жалости, но на лице у Вас должна сиять теплая улыбка, а глаза светится уверенностью – все будет хорошо. «День сегодня будет очень интересный. Посмотри, сколько ребят, и все играют, а ты чем сегодня займешься? Ты же знаешь, что я тебя очень люблю, и всегда буду рядом». Не молчите, общайтесь с ребенком, общайтесь так, чтобы он чувствовал позитивный настрой, а в голове его появилась мысль: «Если мама так весело про садик рассказывает, может там и правда мне понравится».

Про воспитателей. Воспитатели, как и все люди на Земле, бывают разные: активные, спокойные, тихие, эмоциональные. Но каждая из них способна позаботиться о вашем ребенке – у нее есть специальные знания и навыки. А еще это такая работа, на которой без внутреннего призвания человек долго не задерживается. Конечно, надо присмотреться к педагогу, пообщаться, немного рассказать о своей семье, о ребенке. Это поможет Вам наладить контакт, ведь теперь вы вместе будете заниматься одним делом – растить и воспитывать малыша. И доверительные, дружеские отношения с педагогом Вам только помогут.

Еще один аспект в вопросе адаптации – родительские установки и разговоры. Некоторые мамы в детстве тоже ходили в садик, и остались у них одни плохие воспоминания: как кашу заставляли есть, как мальчишки обижали. Еще можно наслушаться страшных историй от подруг, и создается впечатление, что ребенок отправляется в жуткое место. Поймите, ваш ребенок – это не вы, и в садике ему может быть весело и комфортно, если вы не создадите у него обратную установку. Еще крайне негативно влияют разговоры взрослых, которые слышит ребенок: «В воспитательнице мне это не понравилось…», «А группа бедная…», «Какой плохой садик нам достался…» и т.п. Дети, конечно, личности самостоятельные, но маминым словам верят, и воспитательницу уже никогда не полюбят – потому что она маме не понравилась. А ведь им с этой воспитательницей еще жить да жить в группе. Так что вся критика может высказываться только не в присутствии ребенка. А еще лучше не застревать на негативных моментах, а искать положительные, и думать о том, что с ребенком и позанимаются, и погуляют, и книжку ему почитают, и спать уложат. Вам самим с такими мыслями легче будет!

В общем, дорогие мамы, поступление в детский сад – это новая, яркая и интересная страница в жизни вашего ребенка. Думайте о том, что Ваш самый лучший на свете малыш найдет там друзей, каждый день будет узнавать что-то новое и встречать вас вечером счастливой улыбкой, а потом всю дорогу домой рассказывать о своих приключениях за день. Чтобы ребенку в саду стало легко и комфортно, в первую очередь, мама должна думать, что ему там будет хорошо. Он обязательно адаптируется, если Вы будете в этом уверенны!

Барбышева Н.Ю.

_________________________________________________________________________________________________________________________

Родители детей с синдромом Дауна и общество.

«Синдром Дауна» – самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Около 20% тяжёлых форм поражений центральной нервной системы связано с генетическими нарушениями. Среди этих заболеваний ведущее место занимает синдром Дауна, при котором умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью. Встречается с частотой один случай на 500-800 новорожденных вне зависимости от пола. О чем это говорит? Никто не застрахован от появления ребенка с синдромом Дауна… Способов профилактики синдрома – фактически нет! Да, с возрастом матери вероятность генетических нарушений ребенка увеличивается. Да, сейчас практически достоверно могут на стадии беременности определить наличие синдрома у плода. Но, в конечном итоге, решение о дальнейшей судьбе малыша придется принимать маме и папе. Не секрет, что сейчас часто родителей отговаривают от сохранения беременности, пугают, обвиняют сумасшедшими, говорят о том, что перспектив в развитии ребенка не предвидится... Что там говорить, в практике мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда малыша с патологией предлагают откровенно «сдать в детский дом».

Маме ребенка с синдромом Дауна часто уже с первых дней беременности приходится бороться за право малыша жить и развиваться, радоваться солнцу и объятиям близких. Почему кто-то решает, что «солнечный ребенок» или любой другой ребенок с особенностями развития не достоин этого? Семье и так сложно, быть может, следует хотя бы поддержать и понять их…

По большей части негатив общества связан с незнанием, непониманием особенностей синдрома Дауна. Люди боятся того, чего не знают. Так давайте говорить друг с другом!

Итак… Синдром Дауна диагностируют очень рано, практически с момента рождения ребёнка, поэтому с первых дней жизни такого ребёнка, необходимо окружать его вниманием и заботой. Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие. Между людьми с синдромом Дауна больше различий, чем сходства. У них много черт, унаследованных от родителей, и они похожи на своих братьев и сестёр.

Однако, наряду с этими личными особенностями, у них наблюдаются определённые физиологические черты, общие для всех людей с синдромом Дауна. Особую проблему представляют трудности с обучением. Это означает, что учиться им труднее, чем большинству людей одного с ним возраста.

Интеллектуальные возможности ребёнка с синдромом Дауна, как и его возможности в других областях развития, в прошлом недооценивались. Последние научные работы опровергают многие сделанные ранее заключения, в том числе, утверждение, что дети с синдромом Дауна обычно имеют сильно выраженное или глубокое отставание в умственном развитии. В соответствии с данными современных исследований, степень отставания большинства детей с синдромом Дауна находится в пределах от лёгкой до средней. Интеллектуальную деятельность некоторых детей можно назвать пограничной или находящейся в пределах между низкой и средней, и только совсем немногие дети имеют сильно выраженную задержку интеллектуального развития. Из этого следует, что у детей с синдромом Дауна умственные возможности могут колебаться в широком диапазоне.

Ещё одно неверное представление связано с процессами, происходящими в зрелом возрасте. Считалось, что с возрастом умственные способности людей с синдромом Дауна постепенно снижаются. Однако, наблюдения ученых в течение нескольких лет за группой людей с синдромом Дауна, не обнаружили наличия этого явления. На основании последней информации можно заключить, что сейчас на будущее детей с синдромом Дауна можно, безусловно, взглянуть более оптимистично, чем когда-либо раньше.

детей с синдромом Дауна характеризуется, в основном послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт. У детей положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче они обычно не огорчаются. Не всегда могут правильно оценить результаты своей деятельности, и эмоция удовольствия обычно сопровождает окончание задания, которое при этом может быть выполнено неправильно. Доступны страх, радость, грусть. Обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.

В личностном плане этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У некоторых из этих детей наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны и уравновешенны.

Детский сад и школа – это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в основной поток сверстников, это возможность социализироваться. Кроме того, детей необходимо в максимальной степени адаптировать к условиям жизни окружающих людей. Целенаправленная система помощи семье, в которой воспитывается ребенок с синдромом Дауна, позволяет повысить уровень его развития, способствует социальной активности. Важно как можно раньше начинать работу! Будущее детей с синдромом Дауна сейчас обещает больше, чем когда-либо и многие родители успешно справляются с возникающими проблемами. Наша задача и задача общества – принять, помочь, подержать!

Киятова Н.А.

___________________________________________________________________________________________________________________________

Там, где живут светлячки.

В жизни каждого ребенка всегда должно быть место сказке. А для особенных ребят обязательно! Они усердно трудятся в нашем Центре - учатся ходить, говорить, собирать разрезные картинки, держать в руках кисточку. Занятия отнимают много сил, и тогда на помощь приходит сказка – мир «волшебной комнаты» или, по-другому, комнаты психологической разгрузки.

«Волшебная комната» любит гостей и с удовольствием раскрывает им свои секреты. Пройдя по сенсорной дорожке-путеводителю, можно очутиться на разных «полянках», на каждой из которых вас ждет приключение. Вот «поляна» «пузырькового дерева» или «ручейка». Его можно послушать, потрогать, увидеть, как оно меняет цвет и даже самим его перекрасить с помощью цветовой кнопочной панели. «Пузырьковое дерево» с удовольствием послушает ваши сказки о том, откуда появляются пузырьки и истории о них. На другой «полянке» стоят целых три «пузырьковых дерева». Заглянув туда, можно потеряться – так много зеркальных отражений таится в глубине этого «леса». Между «полянками» с «пузырьковыми деревьями» вы найдете чудо-зеркало, заглянув в которое, можно увидеть «коридор» в волшебную страну или даже портал в космос. Множество фонариков в многократном зеркальном отображении создают ощущение бесконечности.

Идем дальше. Пройдя несколько шагов, вы оказываетесь в импровизированном «аквариуме»: проектор «Подводный мир» позволит вам окунуться в море и узнать, кто здесь живет. Здесь есть даже давно затонувший пиратский корабль и огромный глубоководный кальмар! «Вылезаем» на сушу и попадаем на следующую «полянку» - для кого-то сухой бассейн с шариками, а для кого-то сундук с сокровищами или огромный ящик с апельсинами. Здесь живет дедушка-светлячок с очень веселым нравом – он покажет вам фокус с шариками, которые меняют цвет, и загадает вам загадки.

Одна из самых любимых и часто посещаемых «полянок» та, где живут «солнечные зайчики». Фигурки-отражения четырех основных цветов свободно перемещаются по «полянке». А вам остается их только ловить. Они очень чуткие, и от громкого звука убегают от вас. Можно заставить их менять направление бега и даже замереть на месте. А потом снова напугать, и они весело разбегутся.

Тех, кто устал и полон впечатлений, приглашает в гости «сонная полянка». Лежа на мягком пуфике, перебирая пальцами ниточки-дождинки и наблюдая за сменой цвета живущих в них светлячков, самое время расслабиться, представить мысленно приятную картинку и послушать спокойную инструментальную мелодию. Обычно на этом путешествие в «волшебную комнату» заканчивается, и, пройдя по дорожке-путеводителю, вы снова оказываетесь в реальном мире.

Согласитесь, занятное получилось приключение? Такие «походы» позволяют ребятам переключиться, отдохнуть, зарядиться положительными эмоциями и, самое главное, сохранить мотивацию к дальнейшим трудовым и учебным подвигам.

Бабкина Л.В.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Песок, о котором вы еще не знали.

Мы привыкли видеть песок на коврике в прихожей, в песочнице, на пляже и на дорогах. А про то, что песок можно «приручить», для многих в новинку. В нашем центре песок «живет» на световых столах. Сочетание приятного света и пересыпания песка в ладонях способно подарить незабываемые ощущения! Очищенный речной или кварцевый песок может превращаться под вашими пальцами в затейливые дорожки и фигуры, при этом подсвечиваясь снизу разными цветами. На что он похож – судить вам, для одних он как мука, для других как снег, а для третьих похож на манную крупу. Очень интересно с помощью песка рисовать картины-ассоциации на определенный цвет, и не кисточками, а пальчиками или тонкими струйками песка. Картины легко рисуются, легко меняют сюжет, дополняются и украшаются. Необычное решение – применение трафаретов для рисования, только вместо красок – горсть песка. Работа с трафаретами требует концентрации внимания и умелости: насыпешь чуть больше песка, чем нужно – картинка превратится в песочную кляксу.

Для ребят важны, в первую очередь, ощущения. Они готовы бесконечно насыпать песок из одной ладони в другую, сгребать в кучу, «размазывать» песок по плоскости светового стола. «Зима пришла, снег и метель принесла» - обе ладошки уверенно сметают песок, круговыми движениями имитируют снежные завихрения. И попробуй оторвать их от волшебного процесса! Ребята постарше дорисовывают картину из произвольной фигуры, угадывают отпечатки игрушек, воспроизводят «следы неведомых зверей».

Для каждого найдется игра по душе и способностям. Важно только понимать, что песок не может «жить» вне светового стола; играть с ним нужно аккуратно и только ладошками. Соблюдение нехитрых правил обеспечивает очень интересные и необычные занятия.

Бабкина Л.В.