Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области
Государственное бюджетное учреждение Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями
СЕВЕРОДВИНСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

"Ручеёк"
Главная
  1. / Консультации
  2. / Медицинская реабилитация
  3. / Пальчиковая гимнастика.Логопедическая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.Логопедическая гимнастика.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.

Что надо делать, чтобы ребёнок заговорил?Необходимо позаботится о своевременном развитии речи ребёнка уже с первых дней жизни. Развивать его слух, внимание, разговаривать, играть, развивать двигательные умения малыша. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев, рук.
Упражнения для пальцев рук — развитие тонких движений, очень полезны маленьким детям. Известно, что речевой центр и центр, управляющий движениями пальцев, расположены в коре головного мозга рядом друг с другом. Поэтому работа пальцев оказывает стимулирующее воздействие на речевой центр и способствует умственному развитию ребенка. Вы хотите, чтобы Ваш малыш быстрее заговорил? Тогда занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой каждый день. Моторика развивается не только при выполнении упражнений, которые мы называем «Пальчиковой гимнастикой». Все движения оказывают на речь благоприятные воздействия. Это вырезание, аппликация, лепка, рисование, мозаика, штриховка, письмо, вышивание, вязание.

Развивать моторику следует в соответствии с возрастом и возможностями ребёнка, соблюдая последовательность:
1. Первый раз покажите упражнение и объясните, как его делать.
2. Второй раз выполните упражнение вместе с ребёнком, называя при этом свои действия.
3. На третий раз предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно.

«Ладони на столе»
Ребенок сидит за столом. Руки лежат на столе ладонями вниз. На счет «Раз» — пальцы врозь, «Два» — вместе.
«Пальчики здороваются»
Малыш сидит, руки держит перед собой. На счет «раз» - соединяются большие пальцы обеих рук, «два» — указательные, «три» — средние, «четыре» — безымянные, «пять» — мизинцы.
«Человечек»
Ребенок, сидя за столом, изображает «человечков». Сначала указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу, затем — левой.
«Дети бегут наперегонки»
Движения, описанные в предыдущем упражнении те же, обе руки выполняют одновременно.
«Коза»
Малыш изображает «козу», вытянув указательный палец и мизинец одной, затем другой руки.
«Козлята»
То же упражнение, но выполняется обеими руками одновременно.
«Очки»
Ребенок изображает «очки», образовав два кольца из большого и указательного пальцев обеих рук и соединив их.
«Зайчик»
Малыш вытягивает вверх указательный и средний пальцы, большой, безымянный и мизинец соединяет— «зайчик» слева.
«Ладошка – кулачок - ребро»
Ребенок сидит за столом. На счет раз кладет руки ладонями вниз, два — сжимает кулачки, три — кладет кисти ребром.
«Деревья»
Малыш поднимает обе руки ладонями к себе— деревья стоят. Широко разводит пальцы — ветки раскинулись.
«Флажок»
Большой палец вытянуть верх, остальные соединить вместе.
«Гнездо»
Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.
«Корни растения»
Прижать пальцы тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.
«Пчела»
Указательный палец правой, затем левой руки вращать по оси.
«Солнечные лучи»
Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы.
«Паук»
Пальцы согнуты, медленно продвигаются по столу.
«Стол»
Правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.
«Ворота»
Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.
«Мост»
Поднять обе руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.
«Ромашка»
Соединить обе руки, прямые пальцы выставить вверх.

Борисова София Евгеньевна,

инструктор по лечебной физкультуре